Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Зачем беларусам ещё одна национальная идеология?

Продолжаем публикацию докладов, которые были изданы в сборнике «Проблемы современной белорусской идеологии» и прошли обсуждение на Междисциплинарной научно-практической конференции, посвященной рассмотрению проблем современной беларуской идеологии, которая прошла 3 ноября 2012 года в г. Минске. Вашему вниманию представляем доклад литератора Александра Бурьяка. 

Национальная идеология у беларусов уже есть, и большинство граждан Беларуси приняло ее как руководство к действию. Другое дело, что о ней стыдно говорить в приличной компании, где хочется блеснуть размахом и качеством, именно поэтому многим культурным людям кажется, что беларуская национальная идеология пока ещё только вызревает.

Сегодняшняя национальная идеология беларусов называется идеологией потребительства. Это значит, что успешность любого индивида (равно как и общества в целом) считается тем большей, чем больше товаров, услуг и всякого рода материальных благ ему удаётся потребить.

В этом смысле беларуское общество достаточно однородно: и «верхи», и «низы», и все оппозиционные партии фактически исповедуют одну и ту же идеологию потребительства, только с нюансами в отношении деталей государственного устройства.

Как ни хочется критиковать существующую власть, надо признать, что нынешнее беларуское общество в целом «закормлено» (отсутствие оригинальной идеологии собственного производства этому абсолютно не мешает) и потребляет больше материальных благ, чем ему объективно необходимо. А если оно и отстает немного от некоторых других обществ в сфере потребления, то это даже хорошо.

Да, какая-то часть граждан живет в бедности, а то и в нищете, но таких людей сравнительно немного, в основном это старики, не имеющие дополнительного дохода к пенсии и больные люди, физически неспособные работать. Все остальные как-то выкручиваются: здесь и прилежный труд на дачных (либо приусадебных) участках, и так называемый «серый» сектор экономики, и многое другое. В результате основная масса населения страны живет очень даже неплохо – вопреки показателям официальной статистики. Оглянитесь вокруг и вы увидите: у нас очень много людей с избыточным весом (явно не от голода), огромное количество личных автомобилей (явно не от бедности), молодёжь увлекается компьютерными «стрелялками», дискотеками и прочими играми (явно не потому, что думает о том, как заработать себе на жизнь). Чтобы осознать факт сравнительно высокого материального уровня жизни в Беларуси, достаточно совершить пару поездок в «развивающиеся страны».

Правда, качество жизни неуклонно снижается (окружающая среда становится всё грязнее, продукты питания содержат все больше консервантов, красителей, стабилизаторов и прочих химических гадостей, население добровольно облучает себя мобильными телефонами, телевизорами, другой бытовой электроникой), но отдаленные последствия всего этого понимают лишь единицы. Кроме того, качество жизни снижается везде.

Идеология потребительства соответствует естественным человеческим стремлениям, эволюционно выработавшимся в предыдущие эпохи, когда подавляющее большинство людей существовало в условиях дефицита необходимых материальных благ. Не надо было сдерживать себя в потреблении, наоборот, требовалось проявлять максимальное рвение в обеспечении себя продуктами питания и разными предметами, нужными в быту. В те времена неуемное стремление людей к безудержному потреблению пищи и всякого рода благ в достаточной мере сдерживали внешние факторы – и природные, и социальные.

Идеология же ограничения потребления не отвечает естественным человеческим склонностям. Добровольно принять такую идеологию способны только люди с хорошо развитым интеллектом и сильной волей, всем остальным надо навязывать ее силой.

Человек эволюционно не приспособлен к материальному изобилию, ставшему возможным во второй половине ХХ века благодаря научно-техническому прогрессу. В условиях изобилия он потребляет пищу и всевозможные блага чрезмерно и неэкономно, чем вредит своему физическому и психическому здоровью, транжирит планетарные ресурсы, разрушает биосферу. Скорее всего, это закончится глобальной катастрофой, которую предрекают многие специалисты.

Но идеология потребительства удобна для правящих режимов большинства стран мира и соответствует массовым стремлениям граждан, несмотря на то, что она ведёт общество к интеллектуальному, моральному и физическому вырождению, а планету в целом – к глобальной экологической катастрофе. Однако этот факт осознает лишь незначительное число людей.

Чтобы избежать глобальной катастрофы в результате уничтожения природы из-за непрерывного роста материального производства (для удовлетворения непрерывно возрастающего объема потребления), требуется создать принципиально новый социальный порядок, который сможет удерживать людей в рамках необходимого и достаточного минимума потребления. Это трудно, но возможно.

ххх

Наше государство, как и все другие «развитые» государства, поощряет формирование в обществе идеологии потребительства, так как она делает граждан «человеческим материалом», удобным для политических манипуляций.

Проблемы с идеологией у нынешней беларуской власти есть, но они связаны не с «ядром» идеологии (с ядром полная ясность – потреблять), а с внешней оболочкой ядра, призванной объяснять массам две вещи:

1) практическую несменяемость власти в Беларуси;

2) постоянные колебания политического курса, ставящего целью обеспечение несменяемости власти.

Сможет ли беларусский государственный аппарат воспринять идеологию разумного ограничения человеческих потребностей? Проблема здесь в том, что для начала необходимо «оздоровить» верхний эшелон этого аппарата. Кто-то должен «перепрограммировать мозги» всем чиновникам в стране, начиная с чиновника номер один. Но «аппарат» выстроил мощную систему защиты существующего положения вещей, не позаботившись о системе саморазвития. Возник прочный замкнутый круг, который вряд ли способно разорвать что-то иное, кроме катастрофы. Но тогда будет уже поздно.

Демократизация не решает проблему перестройки беларуского социума из общества безудержного потребления в общество разумного удовлетворения материальных потребностей. Она скорее затруднит её решение, потому что большинство населения никогда не станет голосовать за программу ограничения потребления. Для решения сложных вопросов, требующих в обязательном порядке обширных знаний и умения мыслить, следует рассчитывать исключительно на меньшинство граждан.

При нынешнем состоянии умов общество можно перевести в режим развития, приемлемого для природной среды, только через диктатуру здравомыслящего меньшинства. Поэтому демократизация полезна Беларуси разве что в том отношении, что облегчит объединение людей, добровольно принимающих идею разумного ограничения сферы потребления, увеличит возможности влияния их на общество и тем самым ускорит установление диктатуры такого меньшинства.

Существующая власть могла бы оправдать свою несменяемость необходимостью принудительного перевода общества в режим ограниченного потребления, но это нереально:

1) Идеология разумного ограничения материальных потребностей не пользуется популярностью среди чиновников всех трех уровней организации аппарата власти (центрального – областного – районного).

2) У этой власти нет «запаса прочности», поэтому она сохраняет свою монополию путем потакания негативным стремлениям масс, обеспечивая их дешевым суррогатным алкоголем, дешевыми низкокачественными пищевыми продуктами и телевидением, максимально оглупляющим население (беларуский вариант римской политики «хлеба и зрелищ»).

3) Психологически очень трудно выплыть на берег из общего потока, несущего к глобальной катастрофе якобы «передовые» страны, а с ними и все человечество.

4) Переход страны на собственный путь развития требует высокого уровня интеллектуальной жизни в ней. Этот уровень должен намного превосходить нынешний. Но если граждане поумнеют, а власть – нет, то произойдет отторжение власти обществом, что вполне понятно даже нынешнему «аппарату».

Поэтому не следует ожидать чуда – массового просветления. Тем, кто понимает ситуацию во всем ее трагизме (т.е. мыслящему меньшинству), надо действовать без всеобщей поддержки «электората», недемократическими методами. В конце концов, демократия – не самостоятельная ценность (вопреки основному тезису пропаганды «развитых стран Запада»), а только инструмент принятия решений, который к началу XXI века повсеместно превратился в фикцию. Всякий человек, способный логически мыслить, сравнивать информацию из различных источников, прекрасно видит, что в так называемых «развитых странах» (они же считаются и «оплотами демократии») главные рычаги власти находятся в руках теневых структур правящей элиты. Это клубы миллиардеров и миллионеров, высших технократов, профессуры элитных университетов и другие организации такого рода.

Современная западная культура перегружена фикциями, нужными в основном для политических манипуляций. Поэтому переход к принципиально новой организации западного общества представляется весьма и весьма проблематичным. Огромное число интеллектуалов занято разработкой и распространением фикций вместо адекватных представлений о человеческом мире – ради поддержания существующего социального порядка. Таким способом эти интеллектуалы обеспечивают себе приемлемый уровень жизнь.

Чтобы в будущем, уже достаточно близком, смогла выжить хотя бы четверть жителей Земли, всем надо значительно поумнеть. Когда грянет глобальная катастрофа, спасаться индивидуально или малыми группами окажется невозможным. Спасаться надо всем обществом.

Вывод из сказанного прост и понятен: беларуское общество нуждается в интеллектуализации, в развитии эффективного мышления у функционеров на всех уровнях своей организации. Для обеспечения такой интеллектуализации требуется, чтобы государство прекратило манипулирование человеческой массой. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой несменяемости власти.

Значит, одно из двух: либо корректно (без демагогии) оправдать эту несменяемость, либо сделать власть сменяемой. Без решения этой проблемы повысить степень интеллектуальности беларуского общества чрезвычайно трудно, и, как результат,  под угрозу ставится коллективное выживание.

ххх

Масштабно мыслящим людям, сознающим глобальную угрозу и видящим способы защиты от неё, надо для начала разобраться между собой. Это значит: создать «критическую массу» самих себя и самостоятельно выдвинуться на коллективную роль «властителей дум» (выражаясь иначе, взять в свои руки не политическую, а концептуальную власть в стране)*.

/* Уже давно специалисты подсчитали, что «критическая масса» мыслящего меньшинства – это примерно 5 % взрослого населения страны. У нас 9,5 млн жителей, следовательно, объем критической массы для Беларуси – примерно 400 тыс. чел. – Прим. ред./

Установить свою власть над умами населения возможно путем выработки и предложения мощных конструктивных идей (концепций) с одновременным выстраиванием системы неформальных и формальных организаций, призванных распространять такие идеи (концепции).

Обладать концептуальной властью, это значит быть авторитетными экспертами в сфере поисков ответов на вопросы «Куда всё идёт?» («катится», «валится»), «Почему так происходит?» и «Что нам делать?». Если нынешняя политическая власть возьмёт на себя труд по реализации программы перевода общества в режим разумного потребления – прекрасно. А если не возьмёт, то носители концептуальной власти должны подготовить программу действий для тех, кто неизбежно придет на смену теперешним «генералам», вышедшим из среды интеллектуально ограниченных крестьян и обитателей городских окраин.

Ситуация с концептуальной властью в Беларуси в настоящее время такова: нет определённости («нет хора, нет нот, нет дирижера»), а вместо нее – разноголосица, более всего напоминающая какофонию. На нашей интеллектуальной ниве обильно произрастают идеологические «цветочки» западных и российских авторов самых разных направлений, тогда как усилия местных тружеников мысли сводятся в основном к компиляциям и адаптациям, к развитию каких-то частностей на основе чужих концепций. Можно обоснованно утверждать, что концептуальная власть в Беларуси сегодня отсутствует.

«Практическая власть» выкручивается в такой ситуации путем подражания, подстраиваясь под общие тенденции. А её эпизодические попытки склонить местных интеллектуалов к производству качественных концептуальных продуктов заканчиваются получением очередных компиляций-адаптаций. Во многом в этом виновата сама «практическая власть»: общественная «атмосфера», созданная ею, не способствует интеллектуальной работе высокого уровня сложности. Вдобавок наши интеллектуалы в своем большинстве погрязли в клановых и персональных «разборках», что идёт уже не от власти, а от давней местной традиции.

В оправдание их (интеллектуалов) можно сказать, что обоснование принципа несменяемости нынешней власти и беспринципных зигзагов её курса – задача, не имеющая решения. А на выработку концепции разумного «третьего пути» никто не даёт денег, между тем это работа очень и очень непростая. Если решать её исключительно силами общественности, можно опоздать.

Если же мы продвинемся в деле интеллектуализации общества, то существенно облегчится решение всех других проблем. Интеллектуализация – это наша «точка роста», тот фронт, на который надо в первую очередь направлять скудные отечественные силы. Название программы можно сформулировать политически нейтрально: «Разработка и внедрение технологий сложной интеллектуальной деятельности». Коротко – «Программа интеллектуализации».

В качестве основных пунктов программы видятся следующие:

1. Разработка технологий теоретической работы и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии.

2. Разработка технологий принятия сложных решений и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии.

3. Разработка технологий проектирования сложных систем и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии.

4. Разработка теорий, технологий и средств компьютерной поддержки коллективной интеллектуальной деятельности.

5. Социальное проектирование, в частности, разработка концепции эффективного государства.

6. Создание учебного курса «Эффективное мировоззрение» для высших учебных заведений.

7. Разработка учебных курсов «Самоорганизация личности», «Творческое мышление» для общеобразовательных школ.

ххх

При нынешнем состоянии умов конструктивная национальная идеология, адекватная вызовам эпохи, может быть только элитарной. Следовательно, надо пропагандировать ее массам в упрощённом варианте, а еще лучше – внедрять через государственную политику. Заметим, что для властвующих элит во всем мире принуждение – дело привычное. Проблемы у них только с серьёзными конструктивными концепциями (идеями).

Вследствие своего пограничного положения (между Россией и Западом, между православием и католицизмом, между социализмом и «обществом равных возможностей») – оно же и промежуточное – Беларусь пребывает в состоянии стратегической неопределённости. Но именно поэтому она более «удобна», чем другие страны, для прорыва к новым ценностям, к новой организации общества.

В истории известны случаи, когда маленькая страна, «зажатая» между двумя-тремя крупными, сохраняла свою самостоятельность за счёт того, что уравновешивала попытки соседей присвоить её. Мы, беларусы, сегодня всё ещё пребываем в состоянии концептуальной неприсвоенности, благодаря чему имеем возможность задать самим себе очень серьезный вопрос: куда идти дальше? Если мы не выжмем максимум из этой возможности, потом будет «мучительно больно», притом всем – и «низам», и «верхам».

Отсутствие в Беларуси энергетических и многих других ресурсов – не только минус, но и плюс, потому что заставляет думать о том, как развиваться, вместо того, чтобы кормиться распродажей случайно доставшегося богатства. Надо всем понять (представителям власти в первую очередь) – наш главный национальный ресурс – «мозги». Поэтому да здравствует интеллектуализация!

Малая программа для нас – интеллектуализация общества, а через это – выстраивание эффективного государства, обеспечивающего необходимый и достаточный материальный уровень жизни граждан в экологически благоприятной среде.

Большая программа – идеологическая экспансия, основанная на собственном успешном опыте. Экспансия – не блажь, а необходимость, потому что глобальные проблемы не решаются в одной отдельно взятой стране.

Кроме пограничного (или промежуточного) положения беларусов (о чем впервые четко сказал Игнат Канчевский еще в 1921 году) у нас есть великая история: в прошлом беларуское государство простиралось от Балтики до Черного моря. Но в этой связи подчеркнем: сегодня предметом национальной гордости является не великая история, а реализация великих планов.

Другие доклады по конференции:

Религия – идеология – программа

Матрица, патернализм и семья-страна: Антропология белорусской идеологии

Беларусь: случай антимодернистской идеологии

В поисках идеологии, способной сплотить расколотое общество

Беларусь – не проект! Нечаянный успех и неоконченная история синтетического национализма.

К вопросу формирования государственной идеологии и национального государства

Некоторые проблемы национальной идеологии

Беларусь должна быть и должна быть всегда!

Беларуское «большое пространство» как лекарство от комплекса жертвы

Беларуская нацыя на скрыжаванні праектаў: праблемы, сэнсы і перспектывы

Да пытання аб ідэалогіі беларускай дзяржавы

Беларуская ідэя – наш выратавальны круг!

Беларуская мова і нацыянальная ідэалогія

Заходнерусізм як праява расійскай імперскай ідэалогіі ў сучаснай Беларусі

Рэха рамантычнай ідэалогіі ў сучасных грамадска-палітычных працэсах

Зачем беларусам ещё одна национальная идеология?

3 идей о “Зачем беларусам ещё одна национальная идеология?

  1. Віктар

    Муть… а почему автор, эту «идеологию» называет — беларуской? «Потребители — это все мы» (Джон Фицджеральд Кеннеди ) и в этом на самом деле Нет ничего плохого.Простой вопрос: а имеют ли возможность беларусы Потреблять Услуги,Товары,…Пищу Духовную надлежащего качества в соответствии со своими потребностями и запросами…-?;-)

  2. Александр Бурьяк

    «Муть»
    От мутя слышу.

    «почему автор, эту «идеологию» называет — беларуской?»
    Хотя бы потому, что она предлагается белорусом и для белорусов.

    ««Потребители — это все мы» (Джон Фицджеральд Кеннеди )»
    Ну, раз сам Кеннеди сказал… Эксперт, однако! Как это я проглядел?!

  3. hfcgbplzq

    В пику Вам скажу, что более чёткого, логичного и осмысленного материала на данной конференции не предоставил никто. Вы, верно, вдруг поймали себя на мысли, что сами являетесь носителем «этой идеологии», а? И что носителем другой Вам не бывать? Иначе зачем сначала оправдывать это чужой цитатой (видимо, чтоб говно только наполовину к Вам прилипло), что все такие, а потом констатировать, что это неплохо? Ну, а «муть…» подсказывает, что критику «этой идеологии» Вы как минимум поняли, и Вам на мгновение стало неприятно быть в числе её приверженцев.
    Вы и большинство белорусов может и не так много потребляете товаров и услуг, как в «развитых» странах, но однозначно больше, чем при СССР. И если отбросить «оборонку» и волюнтаризм руководства, то советский образ жизни планета была бы в состоянии вынести, а текущий белорусский образ жизни, не говоря уже о западном, навряд ли. И ещё я сомневаюсь, что текущий белорусский образ жизни способны вынести сами белорусы в очень ближайшей перспективе.
    Какую пищу духовную надлежащего качества Вы имели ввиду? Именно с ростом потребления товаров и услуг духовную пищу (а не её суррогаты) белорусы стали потреблять до боли мало (уж точно меньше, чем при «империи зла», когда из средств связи были только стационарный телефон и почта, а из СМИ — телевизор с тремя программами и кипа газетного официоза), что вполне соответствует их современным потребностям и запросам. Кстати, к совку цепляюсь не из любви к нему, а так, для сравнения уровня потребления тех или иных благ и материально-технических возможностей получения пищи духовной
    И последнее: если сейчас дать возможность белорусам полностью реализовать их потребности и запросы (без учёта их платёжеспособности), то уже в ближайшее время мы получим кучу алкашей, понахватавшихся кредитов со всех сторон для того чтобы и в сортире висел плазменный телевизор. Впрочем, страна и так уже на пути к этому, несмотря на корявое внедрение западного образа жизни в Беларуси её рулевым. Впереди — муть в пьяной непроспавшейся голове белоруса, разбитое корыто и непонимание, как же могла закончится сытая жизнь и стабильность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *