Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Христианство и беларуская национальная идея

Safijski sabor u PolackuНачнем с самого начала. В начале было христианство.

До христианства нас, как народа, не существовало. Были племена, князья и княжества, но только с приходом веры в Единого Бога стал формироваться единый народ.

Первый человек, о котором точно известно, что он распространял христианство на нашей земле – Торвальд Путешественник из Скандинавии. В 986 году он пришел в Полоцк, где основал первый монастырь – святого Иоанна Крестителя. Но зерна христианской веры были брошены намного раньше, – еще во второй половине VIII века. И, как показала история – брошены на плодородную почву.

Важно, что у нас не было того «крещения Руси», через которое прошли соседние народы. Среди них огнём и мечом распространялась даже не вера (у которой главные заповеди «полюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и ближнего, как самого себя»), а скорее «христианство» как геополитическая доктрина. Благодаря Богу, на наших землях распространение веры в Христа происходило по-другому: не столько через политику, сколько через просвещение и культуру.

Памятники христианской «революции» Х – ХІІ веков по сию пору очаровывают нас: Софийский собор в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, произведения писателя и философа Клима Смолятича, деятельность выдающегося христианина, епископа Кирилла Туровского, просветительская работа княжны Ефросинии Полоцкой.

Христианство в то время не только ввело наших предков в контекст европейской культуры. Оно не только влияло на формы и методы политической деятельности. По сути, христианская вера дала понимание того, как должны выглядеть отношения человека с Богом, и человека с человеком, она стала основополагающим фактором в формирования беларуского народа.

Благодаря христианской вере пришло понимание того, что народ должен осмысливать пройденный им путь. По примеру Библии, содержащей в себе несколько летописных книг, показывающих в назидание потомкам исторический путь еврейского народа и государства, начали создаваться первые беларуские летописи. Таким образом, с приходом христианства началась наша письменная история.

ххх

Существует интересная закономерность, подтвержденная историей – там, где есть Вера, там есть и Независимость. А где безверие – там рабство.

Иными словами: вера – условие независимости.

Когда страна и народ теряют веру в Бога, тогда они теряют и независимость. Этот непременный закон действует в любые эпохи и в самых разных цивилизациях. Библия полна примеров того, насколько тесно взаимосвязаны вера народа в Бога и независимость страны. История Беларуси (Литвы) только подтверждает этот Библейский закон. Духовное пробуждение стало предпосылкой расцвета страны: сначала во времена Ефросинии Полоцкой и Кирилла Туровского, а затем во времена Франциска Скорины, Василия Тяпинского, Астафия Валовича и Льва Сапеги*. /* Годы жизни: Ефросиния Полоцкая (1104 – 1167), Кирилл Туровский (ок. 1113 – после 1190), Франциск Скорина (ок. 1490 – ок. 1551 ), Астафий Валович (1520—1587), Василий Тяпинский (ок. 1530 – ок. 1600), Лев Сапега (1557—1633). – Прим. ред./

Этот закономерность действует не только на уровне народов и государств. Еще более очевидно она проявляется в жизни отдельного человека. Люди веры – люди независимые. Независимые в плане убеждений, которые не подпадают под идейно-философский «мейнстрим» /господствующее течение – Ред./, существующий в каждую эпоху. (К примеру, популярной общественной идеей около сотни лет тому назад был социализм; сейчас ею стал либерализм: оба они отрицают единую вечную Истину). Очень часто люди веры – независимые и в материальном плане, ибо обладают целеустремленностью, внутренней дисциплиной, трудолюбием, и через это добиваются достатка. Кроме того, они свободны от многих зависимостей. И наоборот, люди зависимые (от алкоголя, наркотиков, сексуальных желаний и прочего) не имеют веры.

Поэтому вера в Бога – главное условие личной независимости и Независимости государства. Была, есть и будет.

Давайте посмотрим, например, на XVI столетие. В ту эпоху происходили поистине тектонические сдвиги в европейской политике, экономике, культуре. То был «Золотой век» Беларуси (Литвы). А основой для всего этого стало великое духовное Пробуждение, послужившее предпосылкой расцвета государства.

Развитие тогдашней культуры, экономики, политических институтов было непосредственно связано с феноменальным распространением не формального, а живого христианства. Благодаря развитию книгопечатания сотни тысяч европейцев стали сами читать Библию. Пример деяний Христа мотивировал людей к служению обществу, вдохновлял на благородные поступки, давал силы для самоотверженной работы.

Примеров такого рода можно найти немало. Так, проект Скорины по изданию Библии не являлся бизнес-проектом (ему, выходцу из семьи богатых торговцев, было хорошо известно, какие товары приносят прибыль). Перевод и издание Священного Писания требовали от него определенного идеализма, жертвенности, смелой веры первопроходцев. В 1563 году Николай Радзивилл Черный ради распространения христианского просвещения среди современников израсходовал сумму, равную годовой прибыли со всех своих имений. На эти деньги в Бресте большим тиражом была издана так называемая «Берестейская Библия».

В то время христианская идея формировала нашу нацию через книги прогрессивного политического мыслителя Андрея Воляна, через произведения Василия Тяпинского, Симона Будного, через государственную деятельность Астафия Воловича, Льва Сапеги и других людей, умевших рассуждать не только категориями материальными.

История доказывает, что вслед за духовным возрождением идет возрождение в других сферах общественной жизни.

ххх

Невозможно оспорить тот факт, что причиной расцвета общества является твердая приверженность духовным ценностям.

Если в обществе преобладают такие граждане, которые ведут себя справедливо, не воруют, не совершают других преступлений, то через какое-то время это общество обязательно достигает более высокого уровня развития и достатка.

Так что же дало христианство всем нам, и верующим и неверующим?

Давайте начнем с того, что сейчас на слуху – с демократии.

Современная демократия, родившаяся в Европе и США, и давшая миру множество благ – это продукт Нового Времени, когда Европа пережила самое сильное за всю ее историю христианское возрождение.

Идея четкого разделения ветвей власти тоже вышла из христианского мировоззрения. Она основана на постулате, что все люди грешные. Поэтому всякого человека (даже если он хороший правитель) должны контролировать другие люди и институты, ибо власть имеет свойство развращать.

Та демократия, которой мы пользуемся сейчас, и которая вывела в свое время Европу в мировые лидеры – была создана именно христианством, живым христианским духом. Именно это достижение, и все что из него последовало позже – стало настоящей европейской идентичностью. Оно возвысило Европу над остальными…

«Если ты будешь слушаться голоса Господа Бога твоего, старательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли» (Библия, Второзаконие, раздел 28, стих 1).

Верить или не верить – это уже наш выбор.

Следующее благо – права человека. Это понятие, и вообще понимание важности прав человека, а не только государства или идеологии, является наследием христианской цивилизации. Первые борцы против рабства, такие как Уильям Уилберфорс в Великобритании, представители движения аболиционистов в США, были искренне верующими христианами. Они осознали, что Бог создал всех людей равными. Понятие ценности каждой человеческой жизни и уважение к правам каждого человека было выращено именно христианской моралью.

Христиане понимают, что значит «неотъемлемое право»: оно неотъемлемое потому, что дается человеку Богом, а не властью государства или какой-то партии, поэтому никакой человек или структура не уполномочены отнимать это право.

Следует отметить и такие сферы человеческого существования, как науку и культуру. Если мы посмотрим на историю последних 400 лет, то должны признать, что наибольшего расцвета и наибольших высот наука, техника и культура достигли в обществах не мусульманских, не буддийских, не языческих, а в тех, которые принадлежат к христианской цивилизации.

Устойчивая в своем развитии экономика – это тоже результат христианского менталитета и христианского отношения к труду.

Непредвзятое рассмотрение фактов такого рода говорит нам об исключительной роли христианства не только в формировании цивилизации, но и в становлении нашей страны и формировании нашего народа. Во все ключевые моменты подъем христианства шел рядом с национальным подъемом.

Тем не менее, до сего времени люди неверующие часто рассматривают религию просто как «бонус» к культуре, и не более того. Однако вера не может быть «бонусом», ибо на самом деле она – фундамент. Религия, вера – она рождает культуру.

Христианская вера продуцирует культуру. Понятно, что вера в то, что Бога нет, тоже продуцирует свою культуру. В том числе культуру политическую.

Однажды, перед президентскими выборами 2006 года, происходило заседание избирательного штаба Александра Милинкевича. Дорабатывалась избирательная программа Единого кандидата от демократических сил. На заседании присутствовали в основном руководители демократических партий. Разговор зашел о том, что в программу надо включить пункт о том, что кандидат в президенты выступает за создание равных условий для деятельности всех религиозных конфессий и за духовное возрождение Беларуси. Предложение было принято, но вызвало у части партийных лидеров наивный вопрос: «что общего имеют духовность и религия»?

Проблема в том, что «развитие духовности» наши люди часто понимают как концерты народной самодеятельности, фестивали, всевозможные выставки, спектакли, наконец – как «интеллектуальное кино». А на самом деле это распространение христианских ценностей в различных сферах общественной жизни.

Кстати, если говорить о «ценностях», то христианские ценности – понятие универсальное для Запада и Востока, Севера и Юга. За ним стоит четкий набор идей и целостное мировоззрение.

В то же время практика показывает, что если мы говорим о ценностях «европейских» или «общечеловеческих», то уже не может быть речи о каком-либо мировоззренческом единстве. Часть людей понимает под «европейскими ценностями» ценности именно христианские, другая часть – либеральные (например такие, как толерантность, политкорректность). Еще часть имеет свой набор идей, на который клеится ярлык «сделано в Европе».

Вот несколько примеров того, что определенные группы людей считают «истинными» европейскими ценностями: философию Жан-Жака Руссо и кровавую Французскую революцию с ее террором; концепцию «сверхчеловека» Ницше; социализм и коммунизм, выросшие на идеях европейских интеллектуалов, таких как Вольтер или Маркс.

Тоталитарные идеологии, унесшие десятки миллионов жизней в ХХ веке, были выработаны в Европе и насаждали их по всему миру прежде всего европейцы. Китайский и другие коммунистические режимы в Азии (а также похожие на них в Африке и Латинской Америке) были экспортированы из Европы, а не изобретены там, где они причинили огромный вред.

Социализм в Российской империи конца ХІХ – начала ХХ века (затем и советский коммунизм) – это несомненно «европейский проект». Идея социализма восхищала российскую интеллигенцию, студенчество, была модной именно потому, что была «европейской», «цивилизованной», считалась даже способом европеизации России. То есть, идея социализма преподносилась как продукт «европейских ценностей». Но социализм отбрасывал тот фундамент, который сделал Европу Европой – христианскую веру в Бога. Ту веру, которая у европейцев была не отвлеченной философской концепцией, а являлась повседневной и прикладной – определяющим образом воздействовала на все сферы их жизни: семью, воспитание детей, профессиональную деятельность, политику…

ххх

На свете существуют несколько тысяч народов, и только около 200 государств. Мы, беларусы, должны быть благодарны Богу за то, что находимся в числе этих немногих избранных, имеющих свое государство. Разве же это не чудо?

Давайте вспомним, что пережили беларусы за последние 150 лет:

– Восстание 1863 года и репрессии после него;

– Первую мировую войну;

– Две революции 1917 года;

– Гражданскую и советско-польскую войны (1918—1920 гг.);

– Репрессии 1920 – 1930-х и начала 40-х годов;

– Вторую Мировую войну;

– Продолжение сталинских репрессий;

– Авторитарное правление КПСС после Сталина (до конца 1980-х гг.);

– Чернобыль – крупнейшую техногенную катастрофу в истории человечества.

Восстания, репрессии и войны стали причиной гибели беларуских элит. Каждый раз, когда поднималось новое поколение смело мыслящих, свободолюбивых, его безжалостно уничтожали враги беларуской независимости.

Потому часть беларусов приобрела специфическую черту характера: умение приспособиться к любой ситуации. Существует мнение, что, в отличие от других республик бывшего Советского Союза, беларусы были не только самыми русифицированными, но не имели даже своего диссидентского движения.

Однако диссиденты были, и не только при Хрущеве. В те времена, когда в Минске стоял самый высокий в СССР памятник Сталину, и тысячи людей собирались для поклонения статуе «отца народов», в нашей стране находились и такие, кто, согласно с христианским учением, не создавал себе кумиров, верил Богу, и оставался верующим. Эти люди собирались на подпольные молитвенные встречи, несмотря на то, что им противостояла страшная машина советских карательных органов. Их бросали в тюрьмы и лагеря, отправляли на каторгу, убивали – но они не отрекались от веры в Бога и не шли ни на какие компромиссы со слугами сатанинского режима.

Это значит, что диссидентское движение в Беларуси было. Причем «диссидентское» в изначальном смысле слова. Люди, которых впервые стали называть «диссидентами», появились в Англии еще в XVII – XVIII столетиях. Это были члены некоторых протестантских общин, не согласных с системой религиозного и общественного устройства тогдашней Англии.

В Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой во времена Реформации диссидентами стали называть последователей разных христианских конфессий.

Беларуское движение ненасильственного сопротивления гонениям со стороны безбожников-сатанистов (атеистов) в советские времена было диссидентским в точном смысле самого термина. Это движение не только резко и категорически отрицало коммунизм, но, что интересно, предлагало свою альтернативу: в основе жизни каждого человека и жизни всего общества должны лежать моральные стандарты, основанные на Десяти Заповедях, а также проверенные временем христианские ценности. Можно сказать, что то была отчаянная попытка беларуских христиан, принадлежавших к разным конфессиям, не только сформулировать, но и реализовать Национальную Идею в самое неблагоприятное для этого время.

ххх

Сегодня Беларусь занимает ряд высоких позиций в мире совсем не там, где хотелось бы.

Она входит в «первую десятку» стран мира по количеству алкоголя, потребляемого на душу населения.

То же самое – по числу заключенных на 100 тысяч населения.

То же самое – по числу самоубийств на каждые 10 тысяч жителей.

То же самое – по числу абортов относительно числа зачатий.

С 1994 года в Беларуси происходит постоянная «депопуляция», или, говоря проще – вымирание населения. По данным середины 2010 года беларусов насчитывалось 9 млн 467,7 тысяч. Значит, за 16 лет (с 1994 года) нас стало меньше на 850 тысяч человек. Это то же самое, что целиком вымерли восемь таких городов как Солигорск или Молодечно. И это без войн, без эпидемий, без катастроф!

Вот еще немного статистики:

– Около 25 % беларуских мужчин больны алкоголизмом.

– В Беларуси из каждых двух зачатых детей женщины одного рожают, второго убивают посредством аборта.

– В Минске на каждые 1000 браков приходится 600 разводов (министерство статистики отмечает, что только за один 2007 год число зарегистрированных браков снизилось на 9,8%, а число разводов возросло на 15,2%).

– Значительная часть детей растет без опеки отцов и страдает хроническими патологиями. По сравнению с 70-и годами ХХ века число детей, рожденных вне брака, возросло в 3 раза и ежегодно составляет около 20 тысяч.

– Каждый пятый житель нашей страны находится в пенсионном возрасте, более 20 лет поколение детей численно не восполняет поколение родителей, при этом средний размер современной беларуской семьи составляет 3,2 человека.

Современное положение нашего общества свидетельствует об очевидном духовном и демографическом кризисе. Он наглядно проявляется в снижении рождаемости и росте смертности. Одна из главных проблем здесь – огромное число абортов. Отмена запрета на аборты в 1954—55 гг. значительно сократила рождаемость: с 222 тысяч в 1960 году до 89 тысяч в 2003. Всего в Беларуси за послевоенный период (с 1945 по 2007 год) было абортировано около 8 миллионов 500 тысяч детей. Целая страна!

Отчего вымирают беларусы? Что забирает их жизни, разрушает семьи, уничтожает народ?

Главные причины сокращения рождаемости и повышения смертности –

– невысокий уровень жизни населения;

– экологические последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– разрушение института семьи;

– упадок общественной морали.

Разрушение традиционной морали приводит к тому, что многие люди стремятся жить не для Бога (практически это значит – не для общества), а «для себя». Но эту жизнь «для себя» они понимают весьма примитивно – как приоритет физических «удовольствий» и безделья («отдыха») над упорным целеустремленным трудом, над рождением и воспитанием детей, над заботой о семье, о родителях, о престарелых и беспомощных гражданах.

Алкоголизм остается главным изъяном беларуского общества. Только по официальной статистике, продажа алкогольных напитков в Беларуси составляет около 10,6 литров чистого алкоголя на душу населения. Это один из самых высоких показателей в мире. Алкоголизм – страшное зло, разрушающее личность человека и уничтожающее семью: он является причиной 50 % разводов и абсолютного числа сиротств.

В связи с этим приведу показательный список, который очень наглядно иллюстрирует ситуацию в Беларуси. Это ТОП-20 налогоплательщиков:

1. Беларуськалий

2. Нафтан

3. Мозырский НПЗ

4. Белтрансгаз

5. Лукойл

6. Белорусский металлургический завод

7. «Минск-Кристалл»

8. Минскэнерго

9. Белоруснефть

10. Юнис Ойл

11. Гомельэнерго

12. Славнефть Старт

13. ИП «Велком»

14. «Мобильные ТелеСистемы»

15. Табачная фабрика «Неман»

16. Климовичский ликероводочный завод

17. Белтелеком

18. Табак-Инвест

19. Витебскэнерго

20. «Гомельтранснефть «Дружба»

Впечатляет даже не то, что четыре структуры из двадцати предоставляют водочную и табачную промышленность, а то, что они своей прибылью обошли такие, казалось бы, «исконно беларуские» бренды, как МАЗ и МТЗ, которые в этот список вообще не попали.

Перечисленные выше проблемы не искоренить никакой социальной рекламой. Их не победить принятием жестоких законов. Главное и единственное, что может помочь беларусам – правильные законы в сердце человека. А это сфера веры в Бога.

ххх

Каждый человек должен знать, ради чего он живет. Незнание смысла своей личной жизни, как правило, ведет человека сначала к моральной деградации, а затем к преждевременной смерти. Подобная схема действует и в масштабе народов. Народы, утратившие свою цель, которая мотивировала их к самоотверженному движению вперед, теряют волю к жизни и, в конце концов, исчезают.

Как существует призвание у каждого человека, в отдельной семье, так есть свое призвание и у народов. Этим призванием не может быть «стабильность» или «достаток». Хорошо кушать – не призвание, а благоприятный фактор.

Миссия – это сверхцель, высокая идея, за которой люди идут как за звездой, указывающей направление пути. Понимание и осознание этой идеи дает народу возможность ощутить себя настоящей, полноценной нацией. Национальная идея – это сформулированная миссия народа.

У нас еще сохраняется уникальная историческая возможность заложить правильный национальный фундамент. Мы – молодая, не до конца сформированная нация, у которой до сего времени не оформлен национальный типаж. Мы все еще спорим, какой должна быть национальная символика (красно-зеленая или бело-красно-белая), каким должен быть национальный гимн («Мы – беларусы» или «Магутны Божа»), как должны называться в будущем мы сами (беларусы или литвины). А это значит, что процесс формирования нации еще продолжается, на формирование облика нашей страны активно влияют правильные и ошибочные идеи, принципы, концепции.

Если подавляющее большинство наших граждан будет следовать проверенным временем и историей Десяти Заповедям («не кради», «не убивай», «не желай чужого», и т.д.), все общество станет более успешным. Идеальный вариант – иметь таких политических руководителей, которые на первое место ставят заботу о народе; таких судей, которые судят по закону и по совести; таких чиновников, которые руководствуются чувством долга и не берут взяток. Если во власти будут преобладать люди, верящие в Бога и доверяющие Ему, в чьих сердцах прописан моральный закон, удерживающий их от греха, от этого будет хорошо всей стране.

Десять Заповедей и Заветы Христа – вот самый надежный фундамент общества, стабильного в своем развитии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на самые успешные страны мира. Соединенные Штаты Америки и Бразилия, Германия и Великобритания, Швейцария и Франция, Южноафриканская республика и Австралия… В этих и многих других процветающих государствах в основу устройства общества, экономики и культуры положены христианские принципы. Поэтому логика подсказывает, что построить успешную Беларусь можно только на христианском мировоззрении.

Коммунистический эксперимент полностью провалился, мы все это видели. Сегодня мы стоим на пересечении нескольких путей, по одному из которых пойдет Беларусь. Национальная идея, достойная того, чтобы ради нее жить и работать – это строительство новой Беларуси на прочном фундаменте учения Христа. Такой фундамент не развалится, не пошатнется во времена трудностей, он даст людям и уважение друг к другу, и сильную экономику, и качественное образование, и красивую культуру, а также душевное и физическое здоровье.

ххх

Миссия беларусов – показать остальным, как может измениться действительность, когда народ начинает жить по-христиански. И если у Бога действительно есть такой замысел насчет беларусов, важно не стоять у Него на пути.

Беларуская национальная идея – это сверхзадача, которую Бог доверил исполнять беларусам. Именно ради нее Он дал нам возможность быть народом и обладать своим государством.

Автор: Алексей Шеин, сопредседатель партии «Беларуская Христианская Демократия», («Беларусь превыше всего!», г.Смоленск, Книжный клуб «Посох», 2011)