Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Каркасное судно древних жителей Беларуси

drakarОколо 12 тыс. лет тому назад, в самом конце палеолита, с юга и запада на территорию Беларуси пришли племена, названные  «охотниками на северных оленей». Они вынуждены были везде следовать за мигрирующими стадами животных, дающих им основное – еду и одежду.

Естественно предположить, что для передвижения человек использовал и водные пути от Припяти, где олени проводили зиму, до побережья Балтики, куда стада перемещались на лето, спасаясь от жары и мошкары. Используя реки бассейнов Балтийского и Черного морей, имеющие основные направления «север – юг» и «юго-восток — северо-запад», племена имели возможность быстрее и с меньшей затратой сил перемещаться на значительные расстояния по территории, сплошь покрытой болотами, реками и озерами. Уходили за оленями не одни мужчины-охотники, но и женщины, дети, старики, беря с собой минимум утвари. Весьма вероятно, что первым судном, использовавшимся на территории Беларуси, было судно каркасное с обшивкой из кожи, которую впоследствии заменила древесная кора.

К сожалению, практически во всех современных литературных произведениях (и научных, и художественных) основным водным транспортом наших далеких предков «назначен» деревянный челн. И это воспринимается всеми, как единственный и неопровержимый факт. Есть еще один вариант – пеший ход. Очень «удобный» для книг и фильмов, только не для самих кочевников. Ниже приводятся некоторые аргументы в защиту более раннего происхождения именно каркасного судна.

«Охотники на оленей» и теоретически, и практически имели возможность изготавливать каркасные суда.

Основным охотничим оружием того времени являлись копье и лук со стрелами. Лук, в котором используется энергия упругости дерева, стал первым механическим устройством, изобретенным человеком. Изобретение лука – доказательсво того, что человек в то время мыслил образно.

Свои кратковременные стоянки люди конца палеолита устраивали на берегах рек и озер, возможно у тех мест, где олени постоянно переправлялись при миграциях. Жильем являлись легкие сооружения из связанных жердей, покрываемые шкурой или корой. Вероятно все выглядело так, как у некоторых этносов севера Европы, Азии и Америки до недавнего времени, тем более, что общий характер верований, уровень жизни и технологий последних соответствовал уровню каменного века.

Необходимость какого-то водного транспорта для людей палеолита (кочевников) очевидна. Наличие лодок давало новые возможности:

– ускорялось и облегчалось передвижение;

– становилось более активным и продуктивным рыболовство;

– появился новый способ охоты на оленей – их нагоняли в воде при переправе (так охотились североамериканские индейцы и коренные жители Сибири на оленей и лосей);

– быстрее разведывались и обживались новые территории;

– улучшились бытовые условия – перевозка грузов не утомляла  так, как их переноска, да и брать с собой можно было вес в 2—3 раза больший.

Возможно, наличие лодки могло изменить мировоззрение людей, их отношение друг к другу: появилась возможность слабого или больного не бросать, а брать с собой.

Судно кочевника должно быть легким, крепким и ремонтопригодным. Всем этим условиям соответствует каркасное судно.

Возможно ли было изготовление его человеком позднего палеолита? Ответ будет утвердительным. Рассмотрим все возможности по порядку.

Южные зоны проживания кочевников давали материал для каркаса судна, а материал для обшивки – кожу – давала охота.

Полосками той же кожи вязался каркас. Иного способа надежного соединения отдельных частей чего-либо в то время не существовало. Вязалось все: оружие, каркасы жилищ. Соединение частей шкур полосками кожи в одежду тоже можно рассматривать, как вязку. Вероятно в то время появилось большое количество разнообразных надежных узлов, которые сохранились до сегодняшнего дня под названием «морских». Современный «средний» человек со своим знанием двух-трех простейших узлов выглядел бы в то время крайне жалко. Доказательством надежности и единственной технологической возможностью постройки каркасного судна вязкой являются каяк, умиак, байдара и каноэ, сохранившиеся до XX века у народов Северной Америки, эскимосов Гренландии, Северного и Восточного побережья Азии (чукчи, эвенки, алеуты). Искусство вязки у них доведено до предела совершенства.

Плюсом каркасного судна является его весовая отдача, то есть отношение веса транспорта к весу перевозимого груза. Каркасное судно значительно меньше по весу, чем челн, что было особенно ценно для «охотников на оленей». При одинаковой загрузке каркасным судном управлять намного легче и проще. Тем более, что плавание занимало много дней и двигаться приходилось как по течению рек, так и против. Часто могла использоваться переноска судна через водоразделы. В таких случаях малый вес каркасного судна являлся его большим «плюсом».

Уровень технологий человека палеолита позволял ему изготавливать довольно сложные композитные (то есть состоящие из разнородных частей) конструкции. При этом композитное изделие (каркасное судно) изготавливалось с применением простых (однопредметных) орудий труда.

Каркас:

– заготовка деталей каркаса – вручную;

– заготовка материала для вязки каркаса (кожанные полосы)– нож, (лыко – нож или вручную);

– сборка каркаса – вручную;

– крепление и натяжка обшивки на каркасе – вручную с проколкой.

Обшивка:

Используя шкуру животных для изготовления обшивки можно применять только простые орудия.

– добыча животных – загонный способ;

– разделка туши (снятие шкуры) – нож;

– выделка шкур – нож, скребок;

– шитье заготовки для обшивки – игла, проколка.

Время изготовления остова каркасного судна невелико.На практике неоднократно проверил и могу утверждать, что на заготовку материалов и вязку одного каркаса длиной 4 метра уходит от 6 до 10 часов (к тому же из 4 человек, участвующих в сборке, трое делали это впервые).

karkasКонструкция каркасного судна позволяет участвовать в сборке всем сразу, чего не скажешь о челне, технология изготовления которого предусматривает длительную подготовку ствола дерева (сушку) во избежание продольных трещин, а вырубка углубления более чем двумя людьми одновременно (не мешая друг другу) невозможна. По свидетельству участников Первой Русской Северной экспедиции (начало XVIII века) коренные жители Камчатки используя топоры с каменной или костяной рубящей частью, делали свои челны (баты) очень долго, до 3-х лет. Такие временные затраты мог позволить себе только оседлый человек.

Предполагаю, что как вариант снижения трудозатрат, возможно было использование стволов с выгнившей сердцевиной, что часто встречается у осин и ивы. Данное предположение проверено практически – середина сгнившего ствола очищается вручную, без инструмента, до здоровой части, которую затем доводят до нужной толщины топором. Изготовленный из ивы таким способом челн в конце 70-х годов ХХ века использовал один из жителей г. Несвижа на озере Замковом.

Все вышеизложенное доказывает, что для изготовления каркасной лодки (композитное изделие) достаточно простых орудий, тогда как изготовить челн (простое изделие) без композитного орудия (топора) проблематично. Правда, есть еще один способ постройки лодки-однодревки – выжигание ствола изнутри. Но и здесь без топора не обойтись: нужно свалить дерево, выдолбить выжженую внутреннюю часть, отесать снаружи. Казалось бы, какая разница – простым инструментом сделать композитное изделие или композитным инструментом – простое? Но вся суть именно в этом, а точнее в типе инструмента. При рассматрении развития технологии в различных видах отраслей, замечаем одну и ту же закономерность – усложнение инструмента для изготовления предмета с одной и той же неизменной во времени функцией. Простой пример: инструмент для изготовления гвоздя теперь и 500 лет тому назад. Отсюда вывод: изготовление простым инструментом сложного изделия – более древняя технология, а это еще один аргумент в пользу старшинства каркасного судна.

Находки первых челнов датируются мезолитом. В то время произошло значительное потепление климата на территории, занимаемой Беларусью. Изменился состав флоры и фауны. Человеку пришлось уйти на Север, чтобы сохранить свой жизненный уклад, либо приспособиться к новым условиям. Первые сохранили кочевой образ жизни, а оставшиеся стали оседлым народом. Для последних необходим был новый тип судна – пусть более тяжелое по весу и способу изготовления, но долговечное и неприхотливое в обслуживании. Им стал челн. Естественно, что сохранилось и каркасное судно, постепенно сменившее кожанную обшивку на обшивку из коры, так как теплый и влажный климат совершенно не способствовал сохранению органики животного происхождения. Челны изготавливали из деревьев лиственных пород, растущих преимущественно в умеренных широтах, а такие климатические условия в Европе возникли именно в мезолите (около 6 тыс. лет тому назад).

Средневековые летописи Великого Княжества Литовского и более поздние записи историков и этнографов донесли до нас названия лодок-однодревок: “дуб”,  “дубiца”, “дубоўка”, ”ліпаўка”, ”асінаўка”, ”вярбоўка”. Челн получал имя, как производное от названия дерева, из которого был изготовлен. С названиями каркасного судна все несколько иначе.

Обращает на себя внимание сама конструкция остова каркасных лодок. Абсолютная идентичность (и визуальная,и функциональная) скелету позвоночных животных. Используя принятую в современном судостроении терминологию, можно привести аналогию.

Скелет

Каркас лодки

Общая функция

позвоночник

Киль

Основа каркаса,обеспечивает необходимую продольную жесткость всей конструкции

ребра

Шпангоуты

Поперечные элементы,обеспечивающие постоянную форму каркаса.К ним крепится обшивка (кожа)

грудная кость

бимс

Поперечный элемент,обеспечивающий необходимую жесткость шпангоутов (ребер)

кожа

обшивка

Обеспечивает герметичность корпуса при определенной его гибкости

Кто и когда впервые использовал такую конструктивную схему набора корпуса, ставшую классической? Наиболее вероятно,что ее первооткрывателями были кочевые охотники, возможно жители побережья моря. Разделка туши добытого животного, уложенного на спину, могла подсказать это, так как аналогия здесь явная.lodka

Еще одним подтверждением древности каркасного судна является современный обычай: при спуске корабля на воду о его нос разбивается бутылка шампанского. Основы этого действа теперь забыты, но корнями оно уходит во времена палеолита. У человека в то время развилась вера в личных покровителей, которыми могли быть предки, тотемные животные, различные неодушевленные предметы. В некоторых случаях человек чувствовал себя всемогущим: если духи создавали тело человека и давали ему душу, то и он мог сделать какое-либо «тело» (в нашем случае лодку) и с помощью своей магии «оживить» его, дать ему душу. Так индейцы Северной Америки на своих каноэ рисовали глаза, хвосты, давали лодке имя, а перед спуском на воду ее «кормили» – обливали нос молоком или водой. Обычай этот известен у древних греков, которые «кормили» козьим молоком свои «глазастые» галеры. В обоих случаях суда были с каркасным набором корпуса.

Еще аргумент в пользу древности каркасных лодок – их собственные названия у различных народов. Некоторые лингвисты считают,что слово «корабль» произошло от слова «кора», то есть то, что было «покрыто корой». Учитывая, что тысячи лет тому назад, при всеобщем одушевлении природы разницы между корой и кожей человек не видел (кора – кожа дерева), возможно допустить, что «покрытие корой» моложе «покрытие кожей» исходя из реалий кочевой жизни. Латинское corium – кожа, а нарезанная полосами – corde – веревка. Отсюда обилие однокоренных названий судов и сопутствующих им терминов в европейских языках:

Carabella (исп.) – судно

Carabos (византий.) – судно

Сarakka (исп.) – судно

Caravelle (фр.) – судно

Сargo (исп.) – груз на судне

Corvette (фр.) – судно

Карбас (рус.) – судно

У ирландцев карра, коракл, курага – мореходные лодки с деревянным каркасом и кожанной обшивкой. На одном из таких новоделов в 1976—77 гг. Тимоти Северин повторил плавание легендарного ирландского монаха св. Брендона к берегам Северной Америки. Конструкция карры максимально соответствовала прототипу VI века:

ясеневый корпус, связанный кожанными ремнями, обшивка из бычьих шкур, выдубленных по средневековым рецептам и пропитанных жиром. Во время плавания лодка уверенно прошла под парусом и веслами зону льдов Девисова пролива, куда остерегались заходить спасательные суда ВМФ США, имеющие стальную обшивку.

Похожие «кожанные» суда упоминал Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о галльской войне». Аналогичные по конструкции суда, распространенные по всему Черноморью, с созвучным названием «камара», упоминают античные историки Страбон, Тацит, Геродот, Авиен.

Перейдя от кочевой к оседлой жизни, человек перенес названия некоторых диких животных на одомашненных за сходные между ними признаки. Общим для диких (олень, лось, косуля) и одомашненных животных (корова, вол, коза) являлся рог – cornu в латинском языке. Возможно, последнее произошло от «корова», первоначальное «корва». В беларуской традиции принято называть «рагуляй» именно корову. От «коровы» произошло «корона», то есть «рогатый венец». Латинское «corona» имеет значение «венок». Опять же, в беларуской традиции, выводя первый раз после зимы корову на выпас, ей на рога одевали венок из первых цветов. Корону (венок, венец) одевают людям во время каких-либо событий в их жизни – свадьба, победа, коронация. Рогатый венец присутствует в костюмах шаманов кочевых народов.

Характерное, общее для рогов – их изогнутость. Отсюда множество слов в беларуской мове , обозначающих предметы с общим свойством – «изогнутое», «согнутое в дугу, в круг»: корч, корань, карамысла, каравай, карагод, корба (дрель – коловорот), изготовленные из лозы или соломы емкости, округлые по форме: карбія, каробачка, каробка (каропка), корац, изготовленные из дерева, но тоже круглые: карыта, корак, скрыня и крышка к ней накрыўка.

Карачы (местное, Гродненская обл) – пренебрежительное название кривых, грязных ног. Сравните с корнями у дерева. (В Дятловском районе Гродненской области есть деревня с названием Гиричи. Название, предположительно имеет основу из языка ятвягов, что жили здесь ранее. Недалеко есть деревня Ятвязь. Расшифровать название помог литовский язык: «гирс» – лес, но в то же время «гирис» – ноги, в самом уничижительном смысле, синоним карачей. Недалеко находится деревня Ходевляны («ходить»). Есть версия, что жители ее зарабатывали себе на жизнь, обслуживая волок, перенося товары босиком по болоту).

Подведем итог: слова с корнями «кор», «кар», «кр» во всех выше перечисленных случаях означают «покрытое что-либо корой, кожей», «что-либо изогнутое».

Применительно к постройке лодки: детали каркаса изгибаются, готовый каркас покрывается обшивкой и получается корпус.

Предположим, что часть кочевников все же сохранила свой жизненный уклад, уйдя вслед за оленями на север. В таком случае они «унесли» с собой свой язык и обычаи. Все это должно было отразиться в  названиях предметов быта, топонимах и гидронимах той местности, куда они мигрировали. Пусть в измененном виде, но основа сохранится. Обратим внимание на север Европы. На однополосных санях первобытные люди перевозили грузы еще 10 тысячелетий назад. Десятки полозьев найдены в полосе от Швеции до Среднего Зауралья. Конструкция саней каркасная с оплеткой кожанными ремнями. В некоторых случаях их обтягивали кожей для предохранения груза от снега и воды при переходе через проталины, ручьи. На скалах Белого моря встречаются выбитые изображения саней, где отчетливо видна их конструкция. Саамы до сих пор пользуются широкими однополозными санями – кережами.

У охотников-оленеводов ненцев, населяющих побережье Карского моря, слово «хара» (созвучное «кара») означает «излучина», «поворот». Топонимы Хараседа, Хараяха означают «Кривая река», «Кривая гора». Там же есть мыс и река Харасавей. Возможно , ненцы являются одними из потомков «охотников на северных оленей», ушедших к морю за стадами и оставивших в языке европейских народов свой след. Беларуское слово «абшар» означает «большой участок земли; широкий простор». У ненцев – «все, что вижу вокруг себя» – «ыбшар». На побережье и островах Карского моря есть много мысов и полуостровов , в названиях которых входит «шар». К примеру, Маточкин Шар. Возможно, наша река Щара (приток Немана) несет в своем названии первоначальное значение  «кривая». Как варианты: в литовском и латышском языках «шаурс» – узкая, в беларуской мове «чур», «пращур» – защитник, предок. (Направление течения ее с юго-востока на северо-запад – совпадает с предположительным направлением миграции оленей). 

Изображения каркасных судов сохранились на скалах Швеции в Бохуслейне, Тануме. Как показала находка лодки в Хьершпринге, впоследствии кожу заменили тонкими досками, но их все равно пришнуровывали к шпангоутам. Вместо кожанных ремней использовали полоски коры – лыко. Аналогично прошитые корпуса были у новгородских сойм. Древние жители Скандинавии называли свои боевые суда драккар – драконья лодка, торговые – кнорре.

В Беларуси до 60-х годов прошлого века в Витебской и Брестской областях использовались на реках и озерах лодки с деревянным каркасом и с обшивкой из березовой или липовой коры – кары (ударение на первый слог). Полосы коры между собой и к каркасу пришнуровывались лыком, тонкими гибкими корнями. Все стыки на корпусе герметизировались смолой хвойных деревьев.

Общие корни сохранились и в духовной жизни наших предков. У северных народов есть праздник поклонения медведю – камлание. Духа убитого медведя задабривают, чтобы он дал здоровье, удачу. Беларуская камаедица имела целью символически разбудить медведя в берлоге для скорейшего прихода весны. Блюда на столе были только растительного происхождения, так как медведь предпочитает такую еду.

Для древнего человека-кочевника основным богатством был олень. Он давал еду, одежду, возможность построить в безлесой тундре дом из шкур. Естественным выглядит обожествление оленя, нашедшее отражение в легендах и мифах, орнаментах на утвари и одежде. Петроглифы Чалмы – Варре, что на Кольском полуострове, изображают женщин-лосих, рожающих и людей и лосей. Практически у всех народов Севера есть легенды об их прародительнице – белой Матери-оленухе. Нечто похожее изображено на беларуском поясном орнаменте и использовано в национальном флаге. Центральная фигура – явно схематическое изображение рогатого животного. Рога спереди и сзади – либо это «дорисовка» согласно правилу изображения орнаментов – симметрия по одной или двум осям, либо подсказка – животное уходит и возвращается (мигрирует). Крестик внутри – зарождающаяся жизнь (продолжение рода – богатство для кочевника). Рядом изображения ромбов с точками внутри – смысл тот же. Если предположить, что изображена Мать-оленуха, то ее культ у оседлых предков беларусов превратился в культ козы, матери божича Каляды. Есть и одноименный праздник. В беларуской мифологии есть такой сюжет: за Козой гонится бог смерти и холода Карачун, чтобы убить еще неродившегося Каляду. В разговорной речи слово «скачуриться» означает «умереть от холода согнутым».

Символичны цвета орнамента: красный – кровь – жизнь, белый – кости – смерть. Пояса ткали двухсторонними, то есть изображения орнамента с обоих сторон были одинаковыми, менялись только цвета. Белым фоном наружу одевали на свадьбы и подобные праздники, красным – на похороны. В последнем случае «коза» была белой. Чем не белая Мать-оленуха! У земледельцев оленуха превратилась в солнце (полное название этой детали орнамента «играющее солнце»), ромбы с точками – в засеянные поля, а смысл остался тот же – жизнь, достаток. Скандинавские руны, похожие на изображение оленухи, имеют сходный смысл.

Находки остовов древних каркасных судов на южном побережье Балтийского моря подтверждают версию о широком распространении данного транспортного средства. Естественно, что из-за своей массивности челны лучше сохраняются, чем легкие каркасы кожанных судов, потому и чаще встречаются в раскопах. Кроме того, кочевая жизнь заставляет человека полностью использовать ставшие ненужными ему вещи. Возможно, остовы каркасных судов разбирали, а детали их применяли для ремонта других лодок, для изготовления жилищ, оружия, использовали как топливо и т.п.

Постройка каркасных лодок с 1988 года и сплав на них по рекам позволил получить некоторый опыт эксплуатации, благодаря чему стало возможным реально оценить их. Можно прийти к некоторым выводам и сидя за столом, но реальные полевые испытания надежнее, они сотрут возникшие сомнения, подскажут очевидное, чего никогда не добыть одними только теоретическими умозаключениями.

Для постройки каркаса лодки используются стволики лозы, ольхи, лещины различного диаметра. Как-то само собой пришло то, что в качестве измерительного инструмента стало использоваться собственное тело: длина – шагами, ладонями, диаметр – толщиной пальцев. Так удобнее и быстрее. Детали шпангоутов заранее изгибаются. Весь корпус собирается и вяжется отрезками веревок на стапеле – забитым по разметке кольям. Лишнее отрезается. Готовый каркас можно обтянуть любым прочным водонепроницаемым материалом. Обычно использовали палаточный брезент и полиэтиленовую пленку (есть свои плюсы).

Несмотря на кажущуюся хрупкость, каркас довольно прочен за счет упругости деталей набора и соединения их веревочной вязкой. На большой волне качка практически отсутствует, корпус слегка изгибается, копируя форму волн. Ощущение, как будто сидишь на чем-то живом. Обшивка гибкая, поэтому соприкасаясь с ветками, неровностями дна она прогибается, не повреждаясь. Большая высота борта не дает волне перехлестнуться через него. Малая осадка (10-15 см) позволяет заходить в любые заводи, высаживаться на обмелевших берегах. И это при грузоподъемности лодки в 300—400 кг (!) Два человека могут легко переносить ее, спускать на воду и вытягивать на берег. При необходимости любую поломанную деталь можно заменить за полчаса, тем более, что материал для этого растет на любом берегу. Гибкий брезент (кожа) все же надежнее жесткой коры. При примерно равной прочности материалов обшивки, ремонтнопригодность брезента (кожи) лучше, заплатка ставится легко. Если дождь застал на берегу, можно спрятаться с вещами под перевернутой лодкой. Под ней же можно оставить все лишнее на ночь, если нет места в палатке. Связанные вместе две лодки превращаются в надежный катамаран (как это делали североамериканские индейцы ), перевернуть который на воде практически невозможно.

Наш вывод из полученного практического опыта один: кочевые народы были правы, выбрав себе в помощь именно каркасное судно.

Автор: Игорь Лишик, альманаз “Деды” выпуск 6

/ И.В. Лишик живет в поселке Козловщина Дятловского района Гродненской области. По профессии – инженер-механик. Уже давно он занимается реконструкцией речных судов древних людей, живших на территории нашей страны в каменном веке./

3 thoughts on “Каркасное судно древних жителей Беларуси

  1. Алег

    А пры чым тут продки бнеларусау и старажытныя аленеводы?
    Старажытныя аленеводы (фины-саамы) были выциснуты индаеурапейскими пляменами (балтами), якия и зьяуляюцца антрапалагична-генетычна продками беларусау.