Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Ценностные ориентации молодежи

danilovaПредставляем вам доклад кандидата социологии, доцента (Минск)  Екатерины Даниловой,  представленный на конференции «Трансфармацыі  ментальнасці беларусаў  у XXI ст.», которая прошла в Минске 24 ноября 2013 года, и вошедший в одноименный сборник.

Под ценностью понимается разделяемое обществом (или социальными группами) убеждение по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценностное восприятие действительности порождает мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, дополняющую и обогащающую мотивацию, основанную на потребностях. Носителем ценности является нечто конкретное (предмет, вещь, действие, явление), а сама ценность есть значение данного объекта.

В отличие от ценностей, ценностные ориентации – особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в сознании человека (или социальной группы) ценностей общества на конкретном этапе его исторического развития. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которые одобряет общество в целом, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны: они описывают индивидуальное отношение к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.

Ценностные ориентации – важнейший фактор, регулирующий, детерминирующий мотивацию и поведение индивида и групп. Особенно отчетливо регулирующая роль ценностей и их динамических модификаций в поведении индивидов и групп – ценностных ориентаций – проявляется в ситуациях, требующих осознанного выбора и ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия, предопределяющих основной вектор жизненного пути человека. При этом важно отметить, молодежь – чуткий индикатор происходящих в обществе перемен, а ее ценностные ориентации непосредственно влияют на обновление и модификацию общественной жизни. Именно поэтому особую значимость приобретает изучение ценностных ориентаций молодежи.

ххх

Выделение когорты «молодежь» в особую социальную группу носит достаточно условный характер, так как само понятие молодости и ее возрастных границ исторически подвижно.

С момента возникновения общества в основе выделения детей, подростков и молодежи лежало половое и возрастное разделение труда. Молодежь имела строго определенный статус, а в его рамках (и соответствующих ему общественных обязанностей) являлась полноправной частью социума.

В современном обществе, напротив, первым и одним из основных критериев отнесения индивидов к социальной группе «молодежь» является скорее отсутствие определенного социального статуса, точнее активная включенность в процесс его приобретения. Взросление, социальное становление и развитие связано с воспитанием, получением образования, профессии, достижением гражданской зрелости.

Вторым важным критерием выделения когорты «молодежь» становятся психоэмоциональные особенности возрастной группы, а третьим – специфика периода достижения физической, социально-психологической и половой зрелости. Так как периоды достижения физической, психоэмоциональной, социально-психологической и социально-экономической зрелости для отдельных индивидов не совпадают, то установление возрастных границ социально-демографической группы достаточно условно.

Возрастные границы понятия «молодежь» могут определяться только в рамках конкретного общества; они устанавливаются на практике в соответствии с социокультурными факторами. К примеру, для СССР этот возраст формально соответствовал возрасту допустимого членства в ВЛКСМ: нижняя граница – 14 лет, верхняя – 28. В связи с увеличением продолжительности периода обучения и обретения специальности во второй половине XX века верхняя возрастная граница была отодвинута до отметки 35 лет, а для молодых ученых – даже до 40 лет.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть молодежь как особую социально-демографическую группу в возрасте от 18 до 29 лет. Она составляет в Беларуси примерно пятую часть населения (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Распределение населения Республики Беларусь по возрастным группам (на начало года; тыс. человек)

Таблица 1.1 Распределение населения Республики Беларусь по возрастным группам (на начало года; тыс. человек)

Наш анализ динамики ценностных ориентаций молодежи основан на материалах социологических исследований, проводимых в Беларуси по национальной репрезентативной выборке. Первое из них осуществлялось в рамках проекта «Исследование мировых ценностей» в 1990 г., второе и третье в рамках проекта «Исследование европейских ценностей» в 2000 г. и 2008 г.

В качестве базовых ценностей были выделены семья, работа, друзья и знакомые, досуг, политика и религия, которые замерялись прямым вопросом, а затем через совокупность вопросов по каждому ценностному блоку.

Семья. В иерархии аксиологических приоритетов белорусской молодежи традиционно доминирует семья (рис. 1.1).

Тем не менее институт семьи и брака сегодня претерпевает значительные изменения, появляются альтернативы браку: широкое распространение получил так называемый «гражданский брак»; увеличивается количество неполных семей и детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; уменьшается средний размер семьи. Эти изменения имеют различные причины: одни связаны с распространением общемировых (прежде всего европейских) ориентаций в брачно-семейной сфере, другие – экономиическими, политическими и социальными трансформациями нашего общества. Но, несмотря на данные негативные демографические тенденции, ценность самого понятия «семья» является перманентной.

Рис. 1.1. Динамика важности условий счастливого брака (в %)
Рис. 1.1. Динамика важности условий счастливого брака (в %)

Кроме того, большинство представителей молодого поколения (69,4 % в 1990 г., 67,6 % в 2000 г., 70,7 % в 2008 г.) считает, что брак – не устаревший социальный институт, при этом толерантно относится к тому, что два человека живут вместе, не состоя в официальном браке.

Среди основных условий счастливого брака молодые люди выделяют прежде всего супружескую верность, наличие детей, гармоничные сексуальные отношения, готовность обсуждать проблемы, возникающие между мужем и женой (рис. 1.2).

Следующую группу составляют материально-прагматические факторы: высокий уровень дохода, обеспеченность хорошим жильем, проживание отдельно от родственников. При этом большинство молодых людей (81,8 % в 2000 г., 90,5 % в 2008 г.) считает, что оба супруга должны вносить материальный вклад в домашнее хозяйство. Самыми малозначительными условиями по-прежнему являются гомогенность религиозных и политических взглядов, а также происхождение супругов из одного социального слоя.

Кроме того, за последние 8 лет значимость преданности и материального благополучия возросли, что может свидетельствовать о возросшей роли в современных условиях эмоциональной и экономической функций семьи. В обеспечении стабильности семьи и счастливого брака все большую роль играют внутрисемейные отношения, основанные на взаимопомощи, гармоничном общении супругов, родителей и детей.

Рис. 1.2. Динамика важности условий счастливого брака (в %)

Рис. 1.2. Динамика важности условий счастливого брака (в %)

Значимость наличия детей как одного из важнейших условий счастливого брака по-прежнему высока, несмотря на то, что незначительно снизилась. По мнению подавляющего большинства молодежи, ребенку, чтобы быть счастливым, нужна полная семья (90,7 % в 2000 г., 86,0 % в 2008 г.). При этом число молодых людей, одобряющих женщин, рожающих детей вне брака, уменьшилось за период с 2000 г. на 22 % (с 68,8 % до 46,8 %) и вернулось на уровень 1990 г.

Важную роль в семье играют взаимоотношениям родителей и детей. Родители помогают детям социализироваться в обществе, прививают определенные черты и образцы поведения. Среди первостепенных качеств, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома, молодежь выделяет следующие: трудолюбие, чувство ответственности, хорошие манеры, терпимость и уважение к другим людям (рис. 1.3). Следует отметить, что их лидирующее положение не изменилось спустя почти 20 лет, что свидетельствует об универсальном характере данных черт, которые в дальнейшем позволят детям успешно социализироваться и найти свое место в обществе. Самыми незначительными качествами, по мнению молодежи, являются бескорыстие, воображение и религиозность.

Рис. 1.3. Оценка важности качеств, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома (в %)

Рис. 1.3. Оценка важности качеств, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома (в %)

За последние годы снизилась значимость таких качеств, как независимость, решительность и настойчивость, бережливость, экономность, при этом в два раза возросло количество молодых людей, считающих послушание важным качеством.

Отношение родителей к детям бывает разным: одни отдают лучшее детям даже в ущерб собственному благополучию, другие считают, что никто не должен требовать от мам и пап чем-то жертвовать. И если в 1990 г. второй точки зрения придерживалось 22,7 % молодых людей, то в 2000 г. их стало 50,6 %, а 2008 г. – 37,4 %. Такое распределение ответов свидетельствует о некотором возврате к «старым» ценностным приоритетам. По мнению молодежи, не только родители должны быть ответственны за своих детей, но и взрослые дети обязаны помогать своим родителям (64,6 % в 2008 г.). Кроме того, большинство молодых людей (71,8 % в 1990 г., 64,4 % в 2000 г., 63,7 % в 2008 г.) полагают, что надо любить и уважать своих родителей независимо от их достоинств и недостатков.

Несмотря на то, что наличие детей является одним из важнейших условий счастливого брака, число молодых людей, считающих, что женщина должна иметь детей, чтобы выполнить свое предназначение и реализовать себя, значительно уменьшилось: с 95,7 % в 1990 г. до 64,6 % в 2008 г. Происходящие во всех сферах жизнедеятельности изменения сказываются и на социальных ролях, выполняемых мужчинами и женщинами в семье. В связи с этим отметим, что молодежь ориентирована на современную модель семьи, в которой преобладают равноправные гендерные отношения. Кроме того, количество представителей молодого поколения, считающих («полностью согласен» и «скорее согласен»), что для независимости женщине нужно иметь работу, увеличилось примерно на 30 % (с 54,6 % в 2000 г. до 82,4 % в 2008 г.).

По мере того как все больше и больше матерей приходит на рынок труда, возникает вопрос о долгосрочных последствиях данной тенденции, ее влиянии на благополучие детей. Если в 1990 г. 65 % молодых людей считали, что работающая мать может установить такие же теплые и прочные отношения со своими детьми, как и неработающая, то в 2000 г. и 2008 г. их количество увеличилось примерно на 20 %.

Таким образом, тенденции изменения семьи иллюстрируют разновекторное влияние идеологии советского государства, системного кризиса 1990-х гг. и трансформационных процессов, а также происходящей интеграции в европейское сообщество.

Трудовая деятельность. Эта сфера по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций в иерархии ценностных приоритетов молодежи (рис. 1.4), поскольку именно работа позволяет реализовать свой потенциал, раскрыть свои таланты, а также обеспечить материальный достаток. Как показали данные социологических исследований, число молодых людей, считающих, что работа занимает очень важное место в их жизни, увеличилось с 36,1 % (1990 г.) до 52,9 % (2008 г.).

Рис. 1.4. Динамика важности ценности работы для молодежи Беларуси (в %)

Рис. 1.4. Динамика важности ценности работы для молодежи Беларуси (в %)

Мотивы выбора места работы играют важную роль в определении ценностных приоритетов в сфере занятости. В современных условиях молодые люди по-прежнему на первое место в данной иерархии ставят высокую заработную плату (рис. 1.5), при этом примерно 40 % (2000 г., 2008 г.) представителей молодого поколения считают унизительным получать деньги, которые не заработал. Растет число молодых людей, ориентированных на творческую самореализацию, перспективную работу. Можно также говорить о некотором возврате к ценностным ориентациям начального этапа трансформации: интересной, соответствующей способностям, инициативной и ответственной работе.

Рис. 1.5. Оценка важности мотивов работы (в %)

Рис. 1.5. Оценка важности мотивов работы (в %)

Отношение молодых людей к такой социальной проблеме, как бедность, – неоднозначное, причины данного феномена, по их мнению, – разные. В 2000 г. 40,5 % молодежи были уверены, что главная причина бедности заключается в несправедливости, существующей в нашем обществе (29,7 % в 2008 г.). В 2008 г. 39,9 % посчитали более важными лень и отсутствие силы воли (24,3 % в 2000 г.).

Кроме того, выросло число молодых людей, которые полагают, что неработающие люди становятся ленивыми и для того, чтобы полностью реализовать свои способности, необходимо иметь работу (на 16 % и 13 % соответственно) (табл. 1.2).

Итак, современная молодежь приходит к осознанию того, что они сами строят свою жизнь, определяют свой уровень дохода, и если что-то не получается, то в этом виноваты прежде всего они сами.

Таблица 1.2. Динамика оценок высказываний о работе (в %)

Таблица 1.2. Динамика оценок высказываний о работе (в %)

Одной из проблем в сфере труда является безработица: определенное число безработных всегда существует в любом обществе. Кроме того, не все молодые люди, начинающие свою трудовую деятельность, могут сразу и без проблем найти работу. По статистическим данным, молодежь составляет примерно половину всех безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

При увеличении уровня безработицы, по мнению молодежи, работодатели должны отдавать предпочтение жителям Беларуси, а не иностранцам (52,5 % в 1990 г., 79,8 % в 2000 г., 74,8 % в 2008 г.), однако большинство не согласны, что мужчины должны иметь в этой ситуации больше прав, чем женщины (53,3 % в 1990 г., 64,4 % в 2000 г., 67,3 % в 2008 г.).

Процесс постепенного перехода белорусского общества к рыночной экономике способствовал появлению в ценностном сознании молодых людей положительного в целом отношения к таким рыночным инструментам регулирования хозяйственной деятельности, как конкуренция и частная собственность. Позитивную роль конкуренции в стимулировании людей к труду и развитию новых идей отмечали большинство молодых людей и в начале периода трансформации, и в 2008 г. По поводу же соотношения форм собственности в бизнесе и промышленности взгляды молодежи претерпели существенное изменение.

В 1990-е гг., характеризовавшиеся спадом производства, остановкой работы предприятий, высоким уровнем бедности и безработицы, а также другими кризисными явлениями, значительная часть молодежи перешла с промышленных предприятий в сферу торговли и в организации с частной формой собственности. Данная тенденция сохраняется и сегодня: наибольшей популярностью среди молодых людей пользуется негосударственный сектор экономики, доля молодежи на государственных предприятиях уменьшается, в то время как на частных – увеличивается. В результате современные юноши и девушки считают, что частная собственность в бизнесе и промышленности должна преобладать.

Установка на патерналистскую опеку государства постепенно превращается в ориентацию на самостоятельность и надежду на себя. В то же время треть представителей молодого поколения все еще поддерживает мнение о том, что государство должно заботиться о своих гражданах.

Стабилизация социально-экономической и политической системы в Республике Беларусь, реализация различных молодежных программ способствовали формированию оптимизма среди данной социально-демографической группы: наблюдается тенденция значительного увеличения численности молодых людей, которые считают себя счастливыми («очень» и «скорее») людьми. В 2008 г. их количество составило 86 %, что почти в 2 раза больше, чем в 1990 г.

Свободное время (досуг). Более половины молодых людей не согласны с тем, что работа должна быть на первом месте, даже если остается меньше свободного времени (табл. 1.2). Досуг – еще одна базовая ценность для нашей молодежи, значимость которой возрастает (рис. 1.6). Досуг привлекает молодежь как своеобразная форма воплощения свободы: с одной стороны, предоставляет возможность уйти от социальной регламентации, обязанностей и ответственности, с другой – найти нишу для свободной самореализации и самоидентификации.

Рис. 1.6. Динамика важности ценности досуга для молодежи Беларуси (в %)

Рис. 1.6. Динамика важности ценности досуга для молодежи Беларуси (в %)

По результатам исследования 2008 г., в свободное время молодежь предпочитает отдыхать (95 %), встречаться с приятными людьми (95 %), делать то, что хочется (90 %), узнавать что-нибудь новое (88 %).

Общение с друзьями и знакомыми также занимает важное место в системе ценностей молодежи. Для каждого человека потребность в общении является одной из ключевых, при этом особую роль она играет в жизни молодых людей, способствуя реализации и утверждению их как личностей (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Динамика важности ценности общения для молодежи Беларуси (в %)

Рис. 1.7. Динамика важности ценности общения для молодежи Беларуси (в %)

Религия. В 1990-е гг. имел место так называемый «религиозный бум», среди внешних признаков которого выделяли массовый отказ населения от атеизма, одновременный рост в обществе религиозных и прорелигиозных настроений и как следствие – радикальное изменение значения церкви в общественной жизни, превращение ее из периферийного в весьма значимый социальный институт. Действительно, значимость религии в жизни белорусского общества, и молодежи в том числе, растет (рис. 1.8).

В социологических исследованиях проблем религиозности населения принято выделять ряд показателей, характеризующих данный феномен.

Рис. 1.8. Динамика важности ценности религии для молодежи Беларуси (в %)

Рис. 1.8. Динамика важности ценности религии для молодежи Беларуси (в %)

Во-первых, изучается самоидентификация молодых людей в качестве верующих. Религиозными себя назвали 27,5 % (1990 г.), 19,8 % (2000 г.) и 25,0 % (2008 г.) молодежи.

Во-вторых, исследуется распределение верующих по конфессиональной самоидентификации, которое в последние 8 лет практически остается неизменным: 80,2 % (2000 г.) и 86,2 % (2008 г.) молодых людей относят себя к православным, около 12 % – к католикам, к остальным религиям – менее 1 %.

В-третьих, анализируется культовое поведение, выражающееся прежде всего в посещении богослужений. Регулярно посещают богослужения (чаще одного раза в месяц) 12 % верующих молодых людей (9 % в 2000 г.), только по особым религиозным праздникам – 34 % (32 % в 2000 г.), а 26 % (32 % в 2000 г.) никогда не участвуют в богослужениях и не посещают их. То есть более половины молодых людей, идентифицирующих себя как верующие, не ходят в церковь и не совершают обряды регулярно. К тому же независимо от того, как часто молодые люди посещают церковь, большинство из них считают себя не очень религиозными людьми.

Религия является для молодежи скорее своеобразной культурной традицией, связывающей несколько поколений, символизирующей духовное единство людей. При этом чем-то сакральным, смыслообразующим и определяющим социальное поведение для большинства молодых людей религиозная вера не стала.

В то же врем увеличилась численность молодых людей, считающих, что религия полностью отвечает духовным потребностям человека (51 % в 2000 г. и 61 % в 2008 г.), отвечает на вопросы нравственности (38 % и 43 %), на вопросы семейной жизни (22 % и 31 %), на социальные проблемы, актуальные для нашего общества (14 % и 21 %).

Политическая сфера. Ценность этой сферы занимает далеко не лидирующую позицию в системе аксиологических приоритетов молодежи (рис. 1.9).

Более половины представителей молодого поколения не интересуются политикой (52 % в 2000 г., 62 % в 2008 г.). Кроме того, около трети молодых людей не смогли определиться, к «правым» или «левым» относятся их политические взгляды (35 % в 2000 г., 31 % в 2008 г.). В 2008 г., как и в 1990 г., «центристами» считали себя треть юношей и девушек, при этом восемнадцать лет назад тех, кто разделял «левые» взгляды, было примерно половина (в 2008 г. – менее 10 %).

Рис. 1.9. Динамика важности ценности политики для молодежи Беларуси (в %)

Рис. 1.9. Динамика важности ценности политики для молодежи Беларуси (в %)

Исследования показывают, что молодые люди занимают, как правило, пассивную гражданскую позицию, не уделяют особого внимания проблемам политики. Растет численность молодых людей, которые никогда не участвовали бы в следующих политических акциях:

– в незаконном захвате зданий и заводов (79 % в 1990 г., 85 % в 2000 г., 93 % в 2008 г.),

– в неразрешенных забастовках (52 % в 1990 г., 71 % в 2000 г., 81 % в 2008 г.),

– в бойкотах (44 % в 1990 г., 58 % в 2000 г., 72 % в 2008 г.).

Они также отказались бы подписать петиции (16 % в 1990 г., 51 % в 2000 г., 61 % в 2008 г.), участвовать в легальных демонстрациях (22 % в 1990 г., 47 % в 2000 г., 56 % в 2008 г.).

На начальном этапе постсоветской трансформации общества мнения молодых людей по поводу дальнейшего развития страны разделялись примерно на три равные части: одни считали, что общество должно изменяться посредством революции, другие – через реформы, третьи были за сохранение прежнего уклада жизни (табл. 1.3). В 2008 г., как и в 2000 г., большинство представителей молодежи отдало свое предпочтение постепенному развитию общества с помощью реформ.

Таблица 1.3. Динамика отношения молодежи к обществу (в %)

Таблица 1.3. Динамика отношения молодежи к обществу (в %)

Из всех существующих типов политических систем наиболее предпочтительной для нашей страны, по мнению большинства молодежи, является демократия (75 % в 2000 г., 76 % в 2008 г.). Кроме того, три четверти молодежи и в 2000 г. и в 2008 г. были убеждены, что хотя у демократии есть свои отрицательные стороны, она лучше, чем любая другая форма правления. Половина представителей молодого поколения, по данным двух социологических опросов, считают, что демократия способна поддерживать порядок в стране. К тому же демократия способствует хорошей работе экономической системы (62 % в 2000 г., 60 % в 2008 г.). Можно также отметить тенденцию роста удовлетворенности тем, как развивается демократия в Республике Беларусь (17 % в 2000 г., 44 % в 2008 г.).

ххх

Анализ данных социологических исследований позволяет выразить характеристику динамики ценностных ориентаций молодого поколения Беларуси в следующих тезисах.

За два десятка лет аксиологические предпочтения молодежи Республики Беларусь претерпели некоторые изменения: в иерархии ценностных ориентаций наблюдается увеличение значимости трудовой деятельности, общения и религии.

Несмотря на негативные явления в сфере брачно-семейных отношений, ценность семьи не только сохранилась, но ее значимость стала выше. Все большее количество молодежи отдает предпочтение традиционной форме совместной жизни – семье, сформировавшейся на основе брака. Ценности семьи включают в себя новые элементы, сохраняя традиционные идеалы. Они приобретают все большее значение в качестве условия счастливой и успешной жизненной самореализации.

Важнейшее место в аксиологической системе молодежи занимает работа, при этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости трудовой сферы в жизни молодых людей. В мотивационной структуре экономической деятельности преобладает материальный фактор, в то же время растет число представителей данного поколения, ориентированного на творческую, перспективную работу.

Значимость ценности дружбы и свободного времени (досуга) с каждым годом тоже растет.

Несмотря на то, что значимость религии для молодежи по сравнению с другими базовыми ценностями не столь велика, наблюдается тенденция увеличения числа верующих, рост частоты посещения богослужений, а также повышение важности религии в жизни белорусского общества.

Большинство молодежи ориентировано на демократические ценности, полагая, что к демократии нужно идти путем постепенных реформ. Предрасположенность молодых людей в большинстве своем к самоорганизации в группах по интересам, особенно в сфере политики, является крайне низкой, так же как и готовность к солидарным действиям. В целом молодежь занимает пассивную гражданскую позицию.

Таким образом, процессы развития демократии и рыночной экономики в Беларуси способствовали формированию такой системы ценностей молодежи, в которой наблюдаются тенденции к индивидуализации, ориентации на собственные силы и самореализацию, преобладанию материальной и прагматической составляющих.

Падобныя спасылкі:

Прайшла канферэнцыя «Трансфармацыя ментальнасці беларусаў у XXI стагоддзі»

Відэа канферэнцыі «Трансфармацыя ментальнасці беларусаў у XXI стагоддзі»

Трансфармацыі ментальнасці беларусаў у XXI ст. Прадмова.

Беларуская ментальнасць у зменлівым свеце на пачатку трэцяга тысячагодззя

Беларускасць і ментальнасць цывілізаваных краін

Анталагічныя асновы беларускай мастацкай літаратуры

Культурная матрица как способ выявления национальной ментальности

Политические ценности граждан Беларуси

Структура ідэнтычнасці беларускіх калгаснікаў на пачатку XXI ст.: паміж «панам» і «жыдам»

Хто мы, беларусы: нацыя, этнас ці зусім ужо проста – дыяспара?

Інфармацыйнае грамадства і менталітэт беларускага Homo Informaticus

Туманность «Общеславянского типа. О книге В.В. Кириенко «Белорусская ментальность»

Экономическая ментальность беларусов на современном этапе

Идентичность «На…». Перформанс народа/нации на белорусском телевидении.

Как вписаться в мировой тренд, не утратив национальную самобытность

«Молчаливое знание» белорусов в контексте актуальных вызовов современности

Белорусская ментальность: становление и современность

Краіна Квазі