Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Беларуское национально-освободительное движение в XIX – начале ХХ вв.

Беларуское национально-освободительное движение (далее в тексте – НОД) – это совокупность действий сознательных представителей беларуского народа за освобождение от колониального угнетения, национальное возрождение беларусов, за самостоятельное свободное развитие на основе своей государственности.

Исходным пунктом беларуского НОД явилось восстание 1794 года в Польше, Беларуси и Летуве под руководством Тадеуша Костюшко против насильственного раздела Речи Посполитой монархами России, Австрии и Пруссии.

По уровню национального самосознания, качественной эволюции беларуского НОД в его истории условно выделяют два основных этапа:

1) движения «в себе», осуществлявшегося преимущественно в рамках польского национально-освободительного движения (1794—1863)

2) движения «для себя», с осознанием собственно беларуских национальных интересов и конечной цели – возрождения беларуской государственности (1863—1918).

На первом этапе преобладали спорадические разрозненные проявления литературной, научной, культурно-просветительской деятельности среди мелкопоместной шляхты (так называемой «краёвой», в своем большинстве полонизированной), униатского духовенства, студентов и преподавателей Виленского университета. Эта деятельность заключалась в изучении языка, обычаев, культуры, исторического прошлого беларусов; в постепенном осознании их этнокультурной самобытности среди других славянских народов; в попытках возобновления прерванной традиции книгопечатания на беларуском языке.

Такая деятельность объективно была направлена против официальной политики российского самодержавия и польской (либо полонизированной) аристократии в Беларуси, фактически означала стихийный протест против игнорирования исторической самобытности беларуского этноса, его насильственной ассимиляции в форме полонизации или русификации.

Первоначальные проявления беларуской идеологии наблюдались:

– в деятельности тайных обществ – филоматов, филоретов, Демократического общества в Виленской медицинской академии (основано Ф. Савичем, существовало в 1836—38), Братского союза литовской молодежи (основан братьями Далевскими, существовал в 1846—49, объединял свыше 200 человек), Общества земель литовских и русских в эмиграции;

– в научных исследованиях Зориана Даленги-Ходаковского (1784—1825), Игната Анацевича (1780—1845), Игната Даниловича (1787—1843), Михаила Бобровского (1784—1848), Теодора Нарбута (1784—1864), Ивана Лабойко (1786—1861), Ивана Григоровича (1790—1862), Константина (1806—1868) и Евстафия (1814—1873) Тышкевичей, Адама Киркора (1818—1886) и других;

– в литературном творчестве Яна Чечота (1796—1847), Яна Борщевского (1794—1851), Ромуальда Подберезского (1812—1856), Владислава Сырокомли (1823—1862), Артема Вериги-Даревского (1816—1884), Павла Шпилевского (1823—1861), Винцента Дунина-Мартинкевича (1808—1884), полуанонимных поэмах «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот», в театре Дунина-Мартинкевича.

Эти просветительские начинания явились доказательством способности отечественной словесности к выработке собственного национального стиля, преодоления «пограничной» беларуско-польской или беларуско-русской раздвоенности на пути к национальному творческому синтезу, к литературе однозначно беларуской по языку, содержанию и форме.

После восстания 1830—31 гг. зародилось революционно-демократическое течение, характерное соединением литературного просветительства с политической борьбой (Франц Савич, 1815—1845; Александр Незабытовский, 1818—1849).

Этапную роль в дальнейшем развитии беларуского НОД, особенно его революционно-демократической традиции, сыграло восстание 1863—64 гг. во главе с Константином Калиновским – первым беларуским политическим деятелем нового времени. Он положил начало соединению социально-экономических (особенно аграрных), политических и культурно-духовных (в т.ч. религиозных) проблем национально-освободительной борьбы беларусов. С Калиновского также началось оформление в русле польского освободительного движения собственно беларуских («литвинских») национальных требований (в т.ч. идеи о самостоятельности Литвы-Беларуси в демократическом союзе с Польшей и Россией). Калиновский первым обратил внимание на крестьянство как главную дееспособную силу беларуской нации, посвятив ему первое национальное периодическое издание – газету «Мужыцкая праўда».

В результате поражения восстания 1863—64 гг. и наступления политической реакции, созревание беларуской национальной идеи временно затормозилось. Усилилась тотальная русификация Беларуси, проводившаяся в соответствии с программой главного начальника Северо-Западного края Михаила Муравьева и идеологией ассимиляторской концепции западнорусизма.

ххх

Нового идейно-теоретического и политического качества беларуское НОД достигло на исходе XIX века в деятельности революционной народнической группы «Гомон» и ее нелегального одноименного журнала (1884 г.). Гомоновцы осмыслили закономерности развития беларуского этноса, трудности его национальной консолидации и одновременно историческую жизнестойкость народа при извечном ассимиляционном давлении со стороны соседних России и Польши, постоянной опасности растворения беларусов в «великорусском или польском море».

homan1В качестве альтернативы имперскому абсолютизму они обосновали идею «федеративности Беларуси» на основе равноправного союза с другими народами демократизированной России. Беларуские народовольцы выступили в тесной связи с революционно-демократическими движениями России, Украины и Польши, поддержали федеративные идеи Александра Герцена, Михаила Бакунина, Михаила Драгоманова. Одновременно они предостерегали руководителей партии «Народная воля» от искушения революционным централизмом, недооценки и узко прагматической трактовки национального вопроса.

Беларускую освободительную идею углубило творчество Франтишека Богушевича. В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891), в других произведениях он высказал концептуальный взгляд на историю беларусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций ВКЛ с современными стремлениями избавить свою «землицу-Беларусь» от социального, политического, религиозного угнетения, культурного упадка, возродить общественный престиж родного языка. Яркая «пробудительная» личность Богушевича, «духовного отца беларуского возрождения» (определение Максима Горецкого), а также литературно-общественная деятельность его современников Альгерда Обуховича (1840—1898), Адама Гуриновича (1869—1894), Каруся Каганца (Казимир Костровицкий; 1868—1918) и других сыграли исключительную роль в становлении следующих поколений «возрожденцев».

Во второй половине ХIХ и в начале ХХ века широкое развитие получило беларусоведение. Это публикации Ивана Носовича (1788—1877), Павла Шейна (1826—1900), Петра Бессонова (1828—1898), Александра Ельского (1834—1916), Николая Никифоровского (1845—1910), Генрика Татура (1846—1907), Алексея Сапунова (1851—1924), Михаила Федеровского (1853—1923), Евдокима Романова (1855—1922), Николая Янчука (1859—1921), Ефима Карского (1860—1931), Яна Карловича (1863—1903), Александра Сержпутовского (1864—1940), Митрофана Довнар-Запольского (1867—1934), краеведческо-собирательная деятельность Бронислава Эпимаха-Шипило (1859—1934) и других энтузиастов.

Оживилось культурно-просветительское направление беларуского НОД: “Гурток моладзі польска-літоўскай, беларускй і маларускай” (Петербург, 1889—93), “Круг беларускай народнай прасветы і культуры” (Петербург, 1902—04 гг.), другие студенческие объединения в Петербурге, Москве, Кракове. Были предприняты попытки издания нелегальной политической газеты “Свобода” (1902), основания Революционной партии Белой Руси.

В этой же среде зародилась мысль о необходимости партийно-политической самоорганизации НОД. В результате в 1902 году была учреждена Беларуская революционная грамада (с 1903 года – Беларуская социалистическая грамада, БСГ).

Глубокие качественные изменения в беларуском НОД произошли в результате революции 1905—07 гг. Ослаб абсолютизм монархии, были завоеваны некоторые демократические свободы, в том числе право на легальную беларускую печать. Появились газеты “Наша доля” (1906) и “Наша ніва” (1906—1915), позже – газета “Беларус” (1913—15), журналы “Лучынка” (1914) и “Раніца” (1914). Возникли профессиональные, общественно-культурные объединения и кружки (Беларуский учительский союз, Гродненский кружок беларуской молодежи (1909—14), Беларуский музыкально-драматический кружок (действовал в 1910—16), Беларуский научно-литературный кружок студентов (действовал в Санкт-Петербурге в 1912—14), издательства (“Загляне сонца і ў наша аконца” 1906—14), национальные театральные коллективы Игната Буйницкого и Флориана Ждановича.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Укреплялась взаимосвязь между культурно-просветительскими и политическими, легальными и нелегальными направлениями и формами движения. Принципиальное значение для идейной консолидации беларуского НОД имела деятельность БСГ в народных массах (митинги, дистовки, воззвания), ее программное направление на замену капиталистического строя социалистическим, четкое определение ближайших задач (свержение абсолютизма, автономия Беларуси с сеймом в Вильне в составе демократической Российской республики, 8-часовой рабочий день, передача всей земли в общественную собственность). Важное значение имело также ознакомление всероссийской и международной общественности с сущностью беларуского вопроса (участие в Международной конференции социалистических партий, публикации в русской, польской, украинской, летувиской, чешской, немецкой печати).

После поражения революции 1905—07 гг. главным центром становления и консолидации всех культурно-просветительских сил, формирования и распространения в обществе идей национального возрождения стала газета “Наша Ніва”. Под ее влиянием зародилось также (первоначально в католической, проуниатской среде) беларуское национально-религиозное движение (деятельность священников А. Бычковского, В. Годлевского, А. Почопки, А. Астрамовича и др.)

Благодаря “Нашей Ніве” была воспитана и вовлечена в активную работу мощная плеяда писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, национальных идеологов. Это Янка Купала (И. Луцевич), Якуб Колос (К. Мицкевич), Тётка (Э. Пашкевич), Максим Богданович, Ядвигин Ш. (А. Левицкий), Алесь Гарун (А. Прушинский), Тишка Гартны (Д. Жилунович), Змитрок Бедуля (С. Плавник), Максим Горецкий, братья Антон и Иван Луцкевичи, Александр Власов, Вацлав Ластовский, Игнат Буйницкий, Владислав Голубок (Голуб), Аркадий Смолич, Бронислав Тарашкевич, Язеп Лёсик, Фабиан Шантырь, Зоська Верас (Л. Сивицкая), Язеп Дроздович, Евгений Хлебцевич, Лявон Гмырак (М. Бобрович) и другие.

Значительна заслуга газеты в противодействии шовинистическим нападкам на беларуское движение со стороны русской и польской реакционной прессы, местных ренегатов Лукьяна Солоневича, Павла Каранкевича и других, общества “Селянин” (1905—15), “Беларуского общества” и других.

Раздел территории Беларуси в ходе мировой войны на две зоны между войсками Германии и России имел временным следствием организационное разобщение НОД, приспособление структурных форм его работы к оккупационым и фронтовым условиям.

Среди беларуских активистов Вильни, оккупированной немцами, идея возобновления беларуской государственности связывалась с возможным возрождением государственной унии Беларуси и Летувы. Это нашло отражение в обращении Конфедерации Великого княжества Литовского от 15 декабря 1915 г., в совместной декларации социалистических и демократических партий Вильни (декабрь 1917). Координационным центром беларуских национальных организаций в Вильне был Беларуский народный комитет (председатель Иван Луцкевич), который поддерживал связи с летувиским, польским, еврейским национальными движениями для обеспечения территориальной целостности беларуских земель. Он также представлял и защищал интересы беларуского населения перед оккупационными властями.

По инициативе Тётки (Э. Пашкевич) и Ивана Луцкевича в Вильне и прилегающих районах были основаны первые беларуские школы, учительские курсы, гимназии. В Вильне издавалась беларуская газета “Гомон”.

Из виленской среды беларуский вопрос был вынесен на международный форум. В “Мемории представителей Беларуси на конференции народов России” (июнь 1916, Лозанна), представленной беларуской делегацией (И. Луцкевич, В. Ластовский) было дано историко-культурное и политическое обоснование права беларусов ”стать хозяевами на собственной земле”.

ххх

Глубокий всеобщий кризис, а за ним распад царской империи в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года способствовали ускорению эволюции НОД от общей идеи “свободной Беларуси” к ее конкретизации в направлении практического государственно-национального самоопределения. Национально-освободительные идеи активизировали сознание многих беларусов – военнослужащих, рабочих, десятков тысяч беженцев, объединенных в беларуских союзах Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Тамбова, Саратова, во фронтовых организациях.

В марте 1917 года в Минске возник Беларуский национальный комитет, в июле – Центральная Рада беларуских организаций, реорганизованная затем в Великую Беларускую Раду. В связи с идеей создания национального войска появилась Центальная беларуская войсковая рада.

Проблемы сплочения беларуского движения на демократической, общенациональной платформе широко и остро обсуждались на страницах новых периодических изданий – газет “Вольная Беларусь” и “Белорусская Рада”. Ломка буржуазно-поместного строя империи способствовала расширению социальной базы движения, присоединению к нему части рабочих, низшего офицерства, других слоев интелигенции, даже отдельных представителей местной аристократии, ранее, как правило, безразличной либо враждебной к беларускому вопросу. В результате углубилась политическая неоднородность НОД, стали очевидными попытки крупных собственников (Роман Скирмунт и др.) перехватить лидерство в нем.

Резкое усиление радикальных социально-экономических настроений трудящихся на фоне низкого уровня национального самосознания большинства беларуского населения – с одной стороны, либерально-эволюционный курс руководства беларуского НОД – с другой стороны, еще больше обострили внутренние противоречия в движении. Кроме того, ситуацию усложняло игнорирование вопроса об автономии Беларуси как Временным правительством России, так и большевистской оппозицией. Руководство последней считало дело национального самоопределения колониальных народов России полностью буржуазно-националистическим и несовместимым с интересами трудовых масс, а главное, с непосредственной задачей большевизма – развертыванием мировой пролетарской революции.

Нарастание внутренних противоречий, воздействие внешних факторов ускорили дифференциацию беларуского движения на два основных течения: классово-революционное и национально-демократическое. Этот раздел четко обозначился на 3-м съезде Белорусской Социалистической Грамады (октябрь 1917) в Минске, когда представители левого течения устремились в коммунистическом направлении, а представители другой части (составлявшей большинство) взяли курс на скорейшее осуществление государственного самоопределения. Поворотной вехой на этом пути стал Всебеларуский съезд, созванный в Минске Великой Беларуской Радой и эсеровским Беларуским областным комитетом (декабрь 1917). Съезд проходил под знаком консолидации различных идейно-политических течений и партий ради осуществления общенациональной цели – свободной независимой Беларуси.

Несмотря на силовой разгон съезда по решению Совнаркома Западной области (и Западного фронта) России, делегаты приняли резолюцию о создании на всем беларуском этнографическом пространстве краевой власти в форме Всебеларуского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, а также об установлении этим Советом официальных отношений с центральными органами советской власти и с другими национальными республиками.

Силовая реакция местных советских властей на национальное волеизъявление беларусов вызвало осуждение не только среди беларуской общественности, но и демократических кругов Украины и России (например, появилась публикация-протест в газете Максима Горького “Новая жизнь”).

Разгон Всебеларуского съезда не остановил деятельности на пути самоопределения: сформированный на съезде Исполнительный комитет Рады Всебеларуского съезда обратился 21 февраля 1918 года с первой уставной грамотой “К народам Беларуси” и создал временное правительство – Народный секретариат Беларуси. Второй уставной грамотой Исполком Рады 9 марта 1918 года провозгласил Беларускую Народную Республику (БНР).

Заключение между Германией и РСФСР так называемого Брестского мира, предусматривавшего германскую оккупацию восточной части Беларуси завершило окончательное оформление идеи суверенного Беларуского государства. 18 марта в состав Рады съезда были кооптированы представители Виленской беларуской рады, в связи с чем Рада съезда реорганизовалась в Раду БНР. В ночь на 25 марта 1918 года Рада БНР приняла резолюцию о суверенной независимости Беларуси и третью уставную грамоту, в которой утверждалось:

“С этого времени Беларуская Народная Республика объявляется независимым и свободным государством. Сами народы Беларуси, в лице своего учредительного Сойма, постановят о будущих государственных связях Беларуси. На основе этого теряют силу все старые государственные связи, которые дали возможность чужому правительству подписать и за Беларусь трактат в Бресте, который убивает насмерть беларуский народ, разделяя его землю на части”.

В грамоте была указана территория БНР – “все земли, где живет и имеет численный перевес беларуский народ”, высказана готовность к равноправному сотрудничеству со всеми народами.

Провозглашение БНР означало завершение предыдущего развития беларуского НОД и одновременно положило начало реальному национально-государственному строительству в Беларуси.

Автор: Алексей Кавка, «Энцыклапедыя гісторыі Беларусі”. Том 1 (1993), с. 445—447. Перевод А.Е. Тараса, альманах “Деды” выпуск №8

 

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.