Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Беларуское «большое пространство» как лекарство от комплекса жертвы

Продолжаем публикацию докладов, которые были изданы в сборнике «Проблемы современной белорусской идеологии» и прошли обсуждение на Междисциплинарной научно-практической конференции, посвященной рассмотрению проблем современной беларуской идеологии, которая прошла 3 ноября 2012 года в г. Минске. Вашему вниманию представляем доклад руководителя проекта Belarus Security Blog, Андрея Поротникова.

Несмотря на то, что современная беларуская государственность является во многом результатом стечения внешних обстоятельств, неправильно было бы утверждать, что в Беларуси в конце 1980-х годов не было вообще никакого движения за национальную независимость. Оно было, и представлял его Беларуский Народный Фронт.

Влияние идеи независимости в обществе было достаточно широким, однако, в отличие, например, от стран Балтии или Украины, базировалось оно не столько на неких высоких идеалах, сколько на сугубо утилитарных концепциях, которые можно свести к фразе «Хватит кормить Москву». Выход из-под власти имперского центра рассматривался как достаточное условие разрешения всех остальных проблем, но главным образом – роста материального благосостояния простого народа. В принципе, «простой народ» в большинстве своем интересовали только, условно говоря, колбаса, югославские сапоги и японские видеомагнитофоны.

В той ситуации никто и не думал о формировании стройной национальной идеологии. Как показали последующие события – совершенно напрасно. Впрочем, нет всеохватывающей идеологии и поныне, несмотря на все усилия институтов власти.
Между тем, история давняя и недавняя народов ближних и дальних свидетельствует: ни одно общество не может полноценно развиваться без целостного свода идей, ценностей и норм, который именуется идеологией. Идеология выступает в виде упорядоченной концепции, посредством которой нация выражает свои жизненные интересы и свое отношении к действительности.

Функции идеологи очень широки, но в данной статье рассматривается её использование в качестве инструмента и метода преодоления тех исторических событий, последствия которых можно назвать «национальной травмой».

Национальный комплекс жертвы

Одним из наиболее острых и травмирующих факторов современного беларуского социума выступает факт утраты в ХХ веке значительных исконных этнических пространств в пользу соседних стран. Эта утрата является одной из причин широко распространенного среди беларусов комплекса жертвы, комплекса маленького угнетаемого народа, который в силу исторической несправедливости лишился части собственного дома. Кстати говоря, представление о беларусах как о жертве постоянно поддерживается и, можно даже сказать, пропагандируется. Не берусь утверждать, по злому ли умыслу. С учетом того, что этот «плач Ярославны» слышится и со стороны власти, и со стороны оппозиции делается это скорее по глупости.

Преодоление комплекса жертвы является необходимым условием формирования динамичного, уверенного в собственных силах общества. Однако такое преодоление невозможно без формирования отношения нации к факту отторжения собственных территорий и политики в этом вопросе на будущее.

И вот тут появляется угроза скатывания к реваншизму, который сам по себе является разрушительным явлением, неспособным пробудить в социуме длительный позитивный порыв. Для того чтобы избежать ловушки реваншизма любая идея или концепция относительно отторгнутых территорий должна, на мой взгляд, базироваться на двух принципах: беларусоцентричности и позитивности.

Беларусоцентричность подразумевает то, что во главу угла ставится Беларусь и беларуская нация в ее сегодняшних границах, все действия государства и общества должны быть подчинены цели их усиления, развития и процветания.

Позитивность должна состоять в том, что все предлагаемые действия не должны нести в себе угрозы соседним странам или народам, но предлагать шаги в направлении расширения сотрудничества, взаимопонимания и доверия между ними – насколько это в принципе возможно.

Однако, как любая идея, концепция преодоления комплекса жертвы требует наличия некоторых вводных, то есть базовых положений, принимаемых буквально, которые не должны ставиться под сомнение.

Во-первых, необходимо определиться в вопросе происхождения беларусов.

Во-вторых, следует четко понять генезис государственности нашего народа.

В-третьих, мы должны очертить географические пределы, территории внутри которых считаем своими в силу этнических, культурных и исторических факторов.

При этом ответы на указанные вопросы должны быть ясными, однозначными, если хотите даже безапелляционными. Необходимо четко обозначать свою позицию и придерживаться ее независимо от отношения к ней недоброжелателей. Несогласие – проблема несогласных. Никому ничего доказывать мы не собирается, для нас эти вещи очевидны и несомненны.

О происхождении беларусов

Вопрос этногенеза следует рассматривать не только узко, в плане физической консолидации жителей некоей территории, но и в плане культурной и духовной составляющих такой консолидации. Мы должны четко и однозначно уяснить то, что беларусы – народ балтского корня. Да, в нашей истории имели место примеси финно-угорской и тюркской крови. Однако эти факторы не играли заметной роли в формировании беларусов как нации.

Далее следует признать, что значительное духовное влияние на наших предков оказывал фактор общебалтского культурного и религиозного пространства с центром в прусской Ромуве (ныне Черняховский район Калининградской области России). Это общебалтское пространство охватывало обширный регион от Вислы и Западного Буга до верховьев Волги, от побережья Балтийского моря до полесских болот и брянских лесов.

Отметим, что в течение веков роль прусского фактора в формировании современных беларусов замалчивается. С Пруссией земли современной Беларуси в течение длительного времени были соединены не только посредством схожести культуры и этнического происхождения, но и через общую языческую религию, во главе которой стоял первосвященник Криве-Кривайтис. Институт языческих иерархов существовал не менее девяти столетий.

Прусская Ромува была священным центром древней веры для всего балтийского региона. По преданию, после падения Арконы (или Ретры) на острове Руяна (ныне немецкий Рюген) именно Ромува в течение некоторого времени играла роль и выполняла функции, сравнимые в христианском мире с Иерусалимом и Ватиканом*. Более того, существует версия, согласно которой название «кривичи» распространилось на население соответствующих земель от наименования служителей древнего культа – кривов. Белый – один из традиционных цветов нашего народа – соответствовал цвету облачений языческого жречества.

/* Город Аркона и храм бога Святовита в нем разрушил в 1168 году датский король Вальдемар I. – Ред./

Помимо фактора духовного и культурного надо учесть и то, что вторжение крестоносцев на земли прусских племен повлекло существенную миграцию прусского населения на юго-восток, на территорию современной Беларуси.

Фактически есть основания для того, чтобы в современном беларуском восприятии окружающего мира Пруссии отводилась та же роль, что и Палестине у евреев в период их рассеяния. Сейчас мало кто помнит, что сразу после Второй мировой войны рассматривался вопрос о передаче современной Калининградской области России в состав БССР. Но стараниями «заклятых друзей» нашего народа в Кремле этого не произошло.

Беларуская нация полиэтнична, она является результатом многовекового слияния прусских и ятвяжских племен (народов), кривичей, радимичей, дреговичей, отчасти северских и волынских племен. Эти народы, их история, культура, духовное наследие стали частью беларуской культуры. Фактически мы их прямые потомки и в большинстве случаев – единственные наследники.

Истоки державности

Относительно государственности следует сказать, что наши предки создали несколько центров государственной консолидации (на современный лад – параллельных государственных проектов). События X—XIII веков создали предпосылки для существования нашего народа в той форме и на тех территориях, которые мы занимаем. Повернись события иначе, и центром беларуской державности в XXI веке могли бы быть Смоленск, Тверь либо Псков. Однако случилось так как случилось, и современная столица Беларуси находится в Минске.

Но это не причина, чтобы отказываться от государственных традиций нашего народа, пускай и сформировавшихся на тех территориях, которые сегодня в состав Беларуси не входят (Смоленская земля) и, строго говоря, не входили в прошлом (Тверское княжество и Псковская Республика): это были наши предки, это были наши государства, их наследие принадлежит нам, там и сегодня живут единокровные с нами братья, даже если их паспорта отличаются от наших.

С учетом богатой и сложной истории наших этнических земель, все ранее существовавшие тут страны можно разделить на две группы по признаку полноты преемственности государственных традиций. Первая группа включает те из них, полным и единственным приемником которых выступает современная Республика Беларусь. Это Полоцкое, Туровское княжество, Смоленское княжество, Тверское княжества и Псковская боярская республика.

Следует отметить особую роль кривичских земель в истории беларусов. Все перечисленные государства, за исключением Туровского, были кривичскими. Поэтому можно однозначно утверждать, что Беларусь является единственным носителем и наследником древних традиций державности кривичских земель. Тот факт, что зачастую они враждовали между собой не должен отвлекать от главного: все они были единого корня и изначально единых верований, то есть представляли собой целостное культурное, этническое и духовное пространство. Пусть разделенное на несколько государственных образований.

Ну и, безусловно, государством-прародителем современной Беларуси является Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское. Оно возникло на землях современной Беларуси, его строили и защищали наши предки, Беларусь – прямой и единственный наследник средневековой Литвы.

Вторую группу составляют те государства, которые объективно участвовали в этногенезе беларусов и в формировании территории современной Беларуси, а потому тоже являются государствами наших предков. Это Северские земли (северная часть современной Черниговской области Украины и Брянская область России), Владимиро-Волынское княжество (ныне Волынская и Житомирская области Украины) и Прусские земли. При этом прусские земли сыграли огромную роль в формировании духовного и культурного пространства не только нашего народа, но также современных Летувы и Латвии. Можно сказать, что Пруссия – это общебалтское наследие.

Границы региона

Беларусь – сердце древнего региона балтских народов. Эта территория с глубокой древности и до конца Средних веков являла собой локальную цивилизацию, объединенную общими культурными, религиозными и правовыми традициями и нормами. Регион, о котором мы ведём речь ниже, охватывал современные Беларусь, Летуву, Латвию, а также земли исторической Пруссии, части Северщины («Северскую Литву» в Украине и Брянскую область в России), ареал расселения кривичей (современные Псковская, Тверская и Смоленская области России), южное Полесье как часть исторической Волыни, а также земли Подляшья, ныне входящие в состав Польши.

Применительно к этому региону целесообразно ввести единый геополитический термин, например, «Историческая Литва». Относительно земель Исторической Литвы, не входящих в состав современной Республики Беларусь, следует использовать отдельное определение «Приграничье» (по-беларуски Прымежжа). Именно так эти пространства будут обозначаться далее в тексте.

Пять единых пространств Исторической Литвы

Скажу сразу, что речь не идет о пересмотре сложившихся границ: согласно действующих норм международного права эти границы нерушимы и пересмотру не подлежат. Европа сделала выводы из двух мировых войн, но, к сожалению, выводы эти во многом сделаны за наш счет: Беларусь единственная страна –победительница во Второй мировой войне, которая потеряла значительную часть своей этнической территории.

Однако в современном глобализованном мире вопрос восстановления исторической справедливости может быть решен и без пересмотра границ государственных, путем пересмотра границ иного рода: культурных, образовательных, информационных, экономических. Современная действительность дает много примеров того, когда один из регионов страны более связан с соседним государством, нежели с собственным центром.

Таким образом, речь идет о восстановлении единства региона балтов посредством превращения Беларуси в центр притяжения. Причем притяжение это должно быть разноплановым и многоуровневым.

Первые шаги по восстановлению единства региона Исторической Литвы должны быть сделаны внутри самой Беларуси. Идея Беларуского государства как ядра региона Исторической Литвы должна стать господствующей в беларуском социуме. В школах курс истории Беларуси необходимо дополнить и расширить за счет изучения истории беларуских этнических земель и всего нашего региона в целом. В обществе следует всячески пропагандировать идеи неразрывного единства Беларуси с единокровными землями Приграничья: там живут наши люди, мы по сути один народ, хотя и живем в разных государствах.

Восстановление регионального единства включает в себя восстановление пяти общих пространств Исторической Литвы:

— информационного;
— культурного;
— образовательного;
— экономического;
— человеческого.

Единое информационное пространство

Мы крайне мало знаем о том, что происходит в регионах Исторической Литвы, какими заботами и проблемами там живут люди. В свою очередь, нет оснований полагать, что в Приграничье о нас знают больше. Поэтому первой и ключевой задачей является создание единого информационного поля. Речь идет не об уже существующих СМИ, в большинстве своем адресованных неопределенно широкому кругу потребителей. Необходимо создание конкретных информационных ресурсов сфокусированных на проблемах именно нашего региона. Основная задача, чтобы в Твери знали о том, что происходит в Белостоке, в Чернигове знали о Риге, и чтобы по всему региону были в курсе событий в Минске. Фактически, стоит задача обозначения некоторого рода информационных границ, что позволит отграничить балтские территории от иных территорий соседних стран.

Набор инструментов для этого достаточно широк: интернет, телевидение, радио, печатные издания. Для эффективности информационного воздействия необходимо позаботиться о доступности информации, то есть доносить ее на языке, понятном для реципиентов. Языками нашего информационного поля могут являться не только государственные языки стран, в него входящих, но и региональные языки: латгальский для Латвии, подляшский для Польши, западнополесский диалект беларуского для украинской Волыни.

Велик соблазн использовать русский в качестве регионального «койне», однако это тупиковая стратегия, так как среди молодежи стран Балтии и Польши знание русского неуклонного снижается. Поэтому полиязычности регионального информационного пространства альтернативы быть не может.

Единое культурное пространство региона

Для воссоздания общего культурного пространства Беларусь должна скорректировать собственную государственную политику в области культуры – в направлении десоветизации и локализации (поддержка и пропаганда традиционной народной культуры, верований, праздников).

Крайне важным направлением приложения усилий выступает развитие национальной культурной традиции беларусов. Речь идет о глубоком, можно сказать мистическом культурном пласте, а не о псевдофольклорной песенно-танцевальной деятельности, чего достаточно и сейчас. Необходимо глубокое изучение, систематизация и пропаганда традиционных представлений о мире, если хотите, о национальном космосе. Это будет способствовать десоветизации всей общественной жизни.

Надо прекратить культивирование советских «красных дат календаря», заменив их традиционными народными праздниками: Купалье, Щедрец, Сараки, Камаедица и др. «Пролетарским» датам нет места в национальном государстве.

За десоветизацей внутрибеларуской культурной жизни должно последовать объединение культурной ткани региона Исторической Литвы. Тут можно задействовать самые разные механизмы – совместные фестивали, международные творческие союзы в рамках региона и прочее. Однако в любом случае необходимо стремится к высокому качеству культурного продукта, для того чтобы позитивная идея не превратилась в очередной «Славянский базар», ничего общего культурой не имеющий.

Особая роль, безусловно, отводится сохранению и изучению культурной традиции региона, с вычленением общерегиональных особенностей как подтверждения тезиса о духовном единстве Исторической Литвы. В условиях современного глобализирующегося мира очень важно выделить тот общий фундамент, который объединяет наш регион. В качестве такового можно рассматривать лишь общую историю, этническое родство и культурное единство.

Крайне важным фактором выступает позиционирование нашей страны как единственного наследника и хранителя традиций региона, оплота его самобытности. Именно поэтому особое внимание следует обратить на изучение культурной традиции региона во всем многообразии и на её пропаганду. Ключевым моментом в этом плане является признание этнокультурологии академической дисциплиной и оказание ей государственной поддержки. Но при этом необходимо избежать огосударствления указанной дисциплины, иначе мы рискуем получить очередное полунаучное, полубюрократическое явление.

Речь идет о создании механизма грантовой государственной поддержки конкретных исследований традиционной культуры, проектов по ее продвижению в массы, культурных мероприятий. Государство должно ограничиться только обеспечением доступности материальных ресурсов, а конкретную работу по изучению и организации должны вести общественные структуры и отдельные исследователи. Параллельно государству следует обеспечить общедоступность результатов работ в области этнокультурологии в рамках всего региона путем организации их переводов на национальные языки и тиражирования.

Человеческое пространство Исторической Литвы

Объединение этого пространства включает в себя шаги, направленные на обеспечение беспрепятственного перемещение жителей региона, определение их статуса внутри Республики Беларусь, создание устойчивых связей между различными группами населения Беларуси и Приграничья.

Целесообразно внести изменения в Конституцию в части порядка формирования органов законодательной власти: в состав парламента надо включить представителей от этнически беларуских территорий Приграничья. Вопрос о том, будут они наделены правом решающего голоса либо иметь только совещательные права не принципиален. Включение в состав парламента депутатов от Приграничья является шагом символическим, обозначающим единение всего коренного населения региона. Кроме того, это придает Минску статус политического центра региона, будет являться стимулом для пробеларуской общественно-политической активности на этнических землях. При этом мы должны придерживаться политики уважения существующих межгосударственных границ чтобы избежать обвинений в подрывной деятельности.

Важным моментом является определение статуса жителей Приграничья внутри Республики Беларусь. Совершенно очевидно, что коренные жители этих земель должны получить возможность вступления в гражданство Беларуси в упрощенном порядке. Им должно быть предоставлено право поступления на военную и государственную службы. Имущественные права коренного населения Приграничья необходимо уравнять с правами граждан Беларуси, при ограничении имущественных прав прочих неграждан (например, введение давно назревшего запрета на владение иностранцами жилой недвижимостью).

Следует ликвидировать все барьеры на пути контактов между населением региона Исторической Литвы со стороны Беларуси и пойти на безвизовый режим в отношении Летувы, Латвии и жителей Приграничья в составе Польши даже в одностороннем порядке. Это позволит расширить гуманитарные и деловые контакты внутри региона, связав его части сотнями тысяч и миллионами нитей через Беларусь как центр в единое пространство. Кроме того, либерализация визовых правил объективно будет способствовать притоку инвестиций в саму Беларусь, развитию туризма, расширению рынка медицинских и образовательных услуг в нашей стране.

Применительно к коренному населению Приграничья следует рассмотреть возможность введения института двойного гражданства, либо же введение наравне с институтом гражданства Беларуси института подданства, при котором коренные жители Приграничья сохраняют гражданство своих стран, но одновременно получают возможность приобрести некоторый набор политических, экономических и социальных прав граждан Беларуси.

Основной целью всего этого должен стать приток в Беларусь родственного населения. Миграционные потоки из родственного в историческом, культурном, религиозном и расовом плане региона являются очевидным приоритетом перед притоком мигрантов, например, из регионов Кавказа и Средней Азии.

Единое региональное образовательное пространство

Необходимо стремиться к созданию единого образовательного и научного пространства в регионе. Немаловажную роль тут могут сыграть развитие контактов между университетами Беларуси и ВУЗами Приграничья, студенческие обмены, совместные научно-исследовательские проекты при условии лидирующей роли научных центров нашей страны.

У нас уже есть неплохой пример создания совместного образовательного учреждения – Беларуско-Российский университет в Могилеве, обслуживающий преимущественно население Могилевской и Смоленской областей. Следует изучить возможность придания статуса межрегиональных и другим высшим учебным заведениям в областных центрах, а также в Пинске, Мозыре и Полоцке. Межрегиональные ВУЗы одной из своих основных задач должны ставить удовлетворение спроса на качественное и доступное образование для жителей регионов и Беларуси, и Приграничья. Приграничные регионы в большинстве случаев являются экономически депрессивными, поэтому вопрос доступности высшего образования стоит для их жителей достаточно остро.

Также следует развивать партнерские связи межрегиональных ВУЗов в Беларуси с университетами смежных регионов Приграничья. Отметим, что при грамотном подходе к организации трансграничного образования Беларусь получит очевидные выгоды в виде притока в свои провинциальные университеты научных работников из соседних стран, а беларуская экономика – возможность удовлетворить спрос на профессиональные кадры за счет студентов-выходцев из Приграничья. Безусловно, на первоначальном этапе, чтобы добиться результатов, необходимо приложить значительные усилия организационного и финансового плана. Однако отдача окупит все усилия и вложения сторицей.

Экономическое единство региона

С целью установления тесных экономических связей внутри региона целесообразно предоставление особых привилегий и иммунитетов для инвесторов из числа коренного населения Приграничья. Это будет способствовать притоку капиталов в Беларусь.

Стимулирование создания зоны совместного процветания всего региона посредством экономической интеграции подразумевает продвижение беларуского капитала в Приграничье. Если беларуский бизнес и смешанный капитал уже присутствуют на этих рынках, то наших банков там нет. Между тем, присутствие беларуских государственных банков на сопредельных территориях региона имеет стратегическое значение, так как является необходимым механизмом проникновения нашего бизнеса.
Другим важным моментом может стать создание совместных бизнес-ассоциаций и палат. Наш регион вполне интересен для ведения хозяйственной деятельности. С одной стороны, его совокупное население составляет порядка 25-26 млн потребителей. С другой стороны, регионы Приграничья могут служить плацдармом для дальнейшего проникновения на рынки России, Украины, Польши и Европейского Союза. Именно поэтому беларуские власти должны предусмотреть меры по стимулированию инвестиций беларуского бизнеса именно в регионы Приграничья, а не в иные регионы соседних стран.

В данном случае речь идет о том, что содействуя развитию регионов Приграничья, мы будем действовать – с одной стороны – в рамках идейной парадигмы. С другой стороны, рынки Приграничья географически являются наиболее доступными для беларуского экспорта, а их экономический рост будет означать и рост спроса на продукцию, производимую в Беларуси.

Предпосылки

Однако никакое единение региона невозможно, если не будут созданы соответствующие предпосылки. Выше мы уже указали на необходимость наличия внутрибеларуского консенсуса относительно политики в Приграничье.

Важнейшим аспектом является создание здоровой политической атмосферы в регионе. Необходима корректировка внешней политики Беларуси в отношении соседних стран: мы должны приложить все усилия для создания атмосферы партнерства в двусторонних отношениях. Следует принять такой алгоритм поведения, который способствовал бы укреплению сотрудничества как на двусторонней основе со всеми соседними государствами, так и на трехсторонней с Летувой и Латвией.

Применительно к Польше, России и Украине, с учетом того, что они являются крупными государствами, приоритет внешнеполитической деятельности следует отдать развитию сотрудничества с регионами Приграничья, входящими в их состав. Отметим, что хотя эти регионы в большинстве своем относятся к категории слаборазвитых в экономическом и социальном отношении, однако совокупное население их сопоставимо с населением всей Беларуси.

Наша страна должна проводить политику укрепления региональной безопасности и стремиться к урегулированию всех конфликтных ситуаций и недопущению возникновения новых. Для этого необходимо отказаться от взгляда на соседние государства как на соперников, от которых исходит потенциальная угроза. Беларусь может выступить центром диалога для стран Балтии, России, Украины и Польши с целью преодоления исторических конфликтов и для того, чтобы дух соперничества в регионе уступил место духу партнерства. Безусловно, нет смысла учреждать некую международную структуру которая была бы занята этим – их и так достаточна. Речь идет о работе с элитами стран региона и не только политическими, но и культурными, научными, деловыми, военными, религиозными.

Важным фактором является развитие сотрудничества между регионами Беларуси и регионами Приграничья. С этой целью имеет смысл расширить полномочия беларуских местных властей в части внешних сношений. Безусловно, подходить к этому следует постепенно и взвешенно. Дело здесь не в боязни сепаратизма или автономизации, а в способности регионального беларуского начальства эффективно развивать международное сотрудничество. Кадровая политика – слабое место нашего государства.

Необходимым элементом является визуализация процессов, протекающих по линии региональной консолидации, для чего необходима хорошо продуманная система символики всех проектов и концепций, реализуемых в рамках стратегии восстановления единства Исторической Литвы. На самом деле вопрос символики  крайне важен и требует профессионального подхода. В основу должны быть положены изученные архетипы региона, традиционные для него символы и цвета.

Никакие позитивные подвижки в деле объединения Исторической Литвы не станут возможными, если они не найдут поддержки среди ее жителей. Поэтому развитие межгосударственных общественных объединений различной направленности (за исключением политических) – необходимая слагающая успеха всего проекта.

Основное внимание при этом следует уделять детским и молодёжным организациям различной направленности. Активная работа с молодежью Приграничья имеет целью формирование там профессиональной пробеларуской региональной элиты, четко осознающей исторические связи своих территорий с нашей страной и понимающей необходимость эти связи не только сохранять, но и развивать и углублять.

Развитие региональных проектов требует создания в Приграничье точек опоры, пробеларуской инфраструктуры. По аналогии с «домами польскими» Историческая Литва должна покрыться сетью «домов беларуских». К их финансированию можно привлечь бизнесмены из Приграничья, ведущих бизнес в Беларуси. При этом условия для их бизнеса в нашей стране следует прямо увязать с уровнем поддержки, которую они оказывают развитию пробеларуской инфраструктуры в Приграничье.

«Беларуские дома» могут выполнять комплекс функций.

Во-первых, они должны стать своеобразными культурными оплотами беларускости в Приграничье, способствовать консолидации местных жителей, считающих себя беларусами, а также привлечению всех, кто интересуется беларуской культурой.

Во-вторых, это информационные узлы, распространяющие информацию о Беларуси в районе своего функционирования и готовящие информационные материалы о местных событиях для их распространения в Беларуси.

В-третьих, «Беларуские дома» должны быть своеобразными центрами по привлечению молодежи Приграничья для учебы и работы в Беларусь.

В-четвертых, не следует сбрасывать со счетов их возможность содействовать развитию экономических связей и контактов посредством организации выставок, кооперационных бирж и тому подобных мероприятий.

В-пятых, «Беларуские дома» должны содействовать расширению контактов и взаимодействия между общественными организациями Беларуси и Приграничья.

Еще одним необходимым шагом, который следует проделать внутри Беларуси, является отделение церкви от государства. Беларусь должна быть секулярной страной с гарантированной свободой вероисповеданий. Необходимо отказаться от придания статуса «традиционных» отдельным конфессиям, исключить практику заключения неких соглашений между религиозными центрами и беларуским государством. Церковные организации должны быть уравнены в правах и обязанностях с другими общественными объединениями и не пользоваться какими-либо привилегиями или иммунитетами.

Связано это с поликонфессиональным характером как современной Беларуси, так и всего региона в целом. В этой связи придание некоего особого статуса одной из конфессий влечет лишь усложнение взаимодействия с теми землями Исторической Литвы, где данная конфессия не получила широкого распространения, либо же пользуется амбивалентной репутацией.

В заключение

Фактически, все вышесказанное является попыткой сконструировать локальный беларуский вариант теории большого пространства. Напомню, что Карл Шмитт определял большое пространство как объединение нескольких держав в единый стратегический блок, который находится под господством государства имеющего идею-силу*. В нашем случае речь идет о создании интерпретации большого пространства, объединяющего как несколько государств целиком (Беларусь, Летува, Латвия), так и части других соседних стран. При этом, в роли лидера-обладателя сильной доктрины выступает Беларусь.

/* Карл Шмитт (1888—1985) – немецкий правовед, социолог и политолог. Самая известная его работа – «Понятие политического» (1925 г.) – Ред./

Базовой идеей (идеей-силой по К. Шмитту) является тот факт, что весь этот регион являлся балтским по крови (т.е. генетически и антропологически) в течение минимум двух с половиной тысяч лет к моменту начала христианизации, представлял собой локальную цивилизацию, и вполне может быть снова консолидирован вокруг нашей страны.

Идея локального большого пространства Исторической Литвы, на мой взгляд, снимает большую часть проблем, связанных с отторгнутыми территориями. Кроме того, являясь по своей сути экспансионистской, она имеет позитивный характер, так как направлена на прогресс всего региона через сотрудничество и взаимодействие.

Другие доклады по конференции:

Религия – идеология – программа

В поисках идеологии, способной сплотить расколотое общество

Беларусь – не проект! Нечаянный успех и неоконченная история синтетического национализма.

К вопросу формирования государственной идеологии и национального государства

Беларусь должна быть и должна быть всегда!

Беларуская нацыя на скрыжаванні праектаў: праблемы, сэнсы і перспектывы

Рэха рамантычнай ідэалогіі ў сучасных грамадска-палітычных працэсах

 

2 идей о “Беларуское «большое пространство» как лекарство от комплекса жертвы

  1. Віктар

    Андрей Поротников, выложил интересную многоплановую Программу по освоению Большой Беларуси на фундаменте Истории.Мне нравится такой Подход, с точки зрения наполняемости Формы Нашим беларуским Содержанием. Уже вчера, нам не хватает Своих магистров и докторов, представительных Форумов и Конференций для Фиксации Беларуского взгляда на Историю и Современность. К месту и упоминание о «Беларуских домах», которые ещё в 1991 году должны были усеять в первую очередь территорию нашего государства. Для того что бы успешно работать на других территориях Мы сами, наше государство, Культура…должны быть привлекательными и Полезными для наших соотечественников за Рубежом.Число их с каждым годом становится — меньше,причина проста — Ассимиляция. Пару слов про «Теории», которыми любят дурить голову обывателю некоторые наши «адмыслоуцы»: С точки зрения Идеологии Беларуской государственности, совершенно наплевать — Вчера ли мы слезли с дерева и застолбили свои границы, или мы бадяемся па айчыннай Дрыгве на працягу тысячагоддзяу. В Центре всех наших усилий, должна стоять одна простая мысль: Беларусь — Есть, Беларусь — паунавартнастны Субъект,Беларусь развивается и наполняется, У Всех Беларусов,где бы они ни жили, есть Родина — Беларусь.

  2. Obama

    Пока это лучший доклад из выложенных на сайте, вот только сложно представить как всё это будет реализовываться при диктаторе Лукашенко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *